Светлана Попова
Экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач.
Задача взрослых-помочь детям в проведении этих исследований.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
В нашем детском саду созданы уголки по экспериментированию, где представлены различные материалы для исследования, которые постоянно обновляются. С детьми проводим простейшие опыты с водой, камнями, воздухом, песком, глиной и т. д.
При оборудовании уголков экспериментирования учитываются следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей.
• доступность расположения.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Возьмем со стола целлофановые пакеты и попробуем поймать воздух. Закрутим пакеты. Увидим, что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух). Давайте проверим. Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что мы чувствуем?
ВЫВОД: В ходе нашего эксперимента мы выяснили, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
(Проколов пакет, мы услышали, как воздух выходил через отверстие в пакете).
Эксперимент № 2 «Как работает воздух»
На столе лежат два листа белой бумаги. Возьмем один лист и скомкаем его в руках. Затем нужно встать на стул и с одинаковой высоты бросить одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?
ВЫВОД: Смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух. Таким образом, воздух может поддерживать предметы.
Эксперимент №3 «Воздух есть в воде»
А еще воздух можно увидеть так: из воды с пузырьками выходит воздух.
Эксперименты с водой
Эксперимент № 1 «Имеет ли вода форму?»
Нальем воду в разные сосуды. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили).
ВЫВОД: Вода не имеет постоянной формы. Она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Эксперимент № 2 «Вода прозрачная»
Перед нами стоят стаканчики с водой. Нужно положить в них белые ложечки и камни. Видны ли наши ложечки и камни? Почему?
ВЫВОД: В стаканчиках с водой мы видим ложечки и камни, значит, вода прозрачная.
Эксперименты с камнями
Эксперимент №1 «Какие бывают камни?»
Игра «Чудесный мешочек» – на ощупь определяем предмет (камень) – какой он? (твёрдый, шершавый, гладкий, рассматриваем их через лупу – какие они? (с узорами, пятнышками, ямками, раскладываем их от самого маленького до самого большого – одинаковые ли они?
ВЫВОД: Камни бывают разными: по цвету, форме, величине. Также они бывают разными на ощупь (гладкие и шершавые, при рассматривании них можно найти различные рисунки, пятнышки.
Эксперимент №2 «Что тяжелее, камень или вата?»
Возьмём в одну ладонь вату, в другую – камень.
Со всей силы подуем сначала на камень, затем на вату. Камень остался на ладони, а вата улетела.
ВЫВОД: камень тяжелее ваты.
Таким образом, в результате применения метода экспериментирования в детском саду:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
•Развивается речь.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.