Татьяна Танченко
Самообразование педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему: «Самообразование педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Воспитатель: Танченко Т. В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово, 2021г.
Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. Хорошее образование и любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства.
Публикация «Самообразование педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Наша профессия, профессия педагога, предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии — одним словом, развиваться.
При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.
Данная презентация содержит основные аспекты самообразования, требования к оформлению документации по самообразованию, рекомендации по выбору тем и представлении результатов.
Суть самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.
Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:
- анализ возрастных особенностей группы;
- выявление проблем;
- внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
- организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.
Формы самообразования педагога детского сада
Самообразование воспитателя дошкольной организации — многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах.
Выделим основные из них:
- работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
- проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Дошкольник. РФ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
- освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
- личностное самосовершенствование.
Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема, загадки, фотографии с мероприятий и так далее.
Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год : это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведё нных мероприятиях:
- с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
- с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
- с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
- о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).
Необходимо отметить, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.
Требования к оформлению документации
по самообразованию
Документацию по самообразованию необходимо оформить в папку-скоросшиватель определив следующие разделы:
1. Титульный лист.
На титульном листе должно быть:
а) Полное наименование учреждения
б) Тема самообразования
в) Место разработки
2. Содержание.
Тема.
Актуальность
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности).
Цель работы (это то, что необходимо получить или показать в результате работы).
Задачи работы (пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение).
Ожидаемые результаты.
План работы (составляется на учебный год).
Результат работы (представление практического применения)
6. Список литературы
В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке.
Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:
- провести открытое занятие (коллективный просмотр);
- подготовить (участвовать, провести) семинар;
- провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
- оформить папку-передвижку;
- составить сборник консультаций для родителей;
- составить отчёт о проделанной работе за учебный год.
Этапы работы по самообразованию
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Включает в себя:
• Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
• Изучение периодической печати.
• Посещение библиотек.
• Знакомство с работами других педагогов.
• Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2. Практический этап.
На данном этапе педагог может :
• Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
• Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
• Разработка конспектов занятий.
• Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
• Подготовить консультации по теме.
• Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.
• Разработать проект.
• Разработать опросники для диагностирования обучающихся.
• Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
• Создать собственные методические пособия, атрибуты.
• Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
• Презентация проекта.
• Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
• Мастер – классы.
• Участие в конкурсах «Педагог года», «Сотрудник года».
• Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.
• Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).
• Неделя педагогического мастерства.
• Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
• Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
Выбор темы самообразования воспитателя детского сада.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.
Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.
Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования :
• какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
• вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
• углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.
Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог.
Например, для воспитателя будут актуальны следующие темы (примеры) :
Группа раннего возраста и младшая группа:
- Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
- Инновационные методики раннего развития.
- Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
- Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
- Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
- Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
- Природа — средство воспитания младших дошкольников.
- Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
- Развитие математических представлений у младших дошкольников.
- Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
- Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
- Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.
Средняя группа:
- Театрализованная деятельность.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
- Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
- Развитие речи — эффективное средство познания окружающего мира.
- Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
- Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
- Развитие познавательной активности средствами математики.
- Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.
Старшая группа:
- Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
- Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
- Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
- Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
- Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
- Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
- Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
- Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.
Подготовительная группа:
- Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
- Развитие экологической культуры старших дошкольников.
- Основы нравственного воспитания.
- Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
- Правовое воспитание воспитанников.
- Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
- Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
- Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
- Формирование у воспитанников представлений о космосе.
- Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
- Преемственность детского сада и школы.
- Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.
2. Сформулировать тему самообразования педагогу поможет опорная таблица.
Например:
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Представление результатов и их применение на практике.
Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход).
Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов, альбома (например, по нетрадиционному рисованию, организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.
Анализ процесса самообразования можно выстроить по следующему алгоритму:
- Указать тему самообразования.
- Какие цели и задачи были поставлены.
- Как план самообразования сочетался с задачами ДОУ.
- Реализован ли план самообразования. В какой степени?
- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д.
- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.
- Планировалась и была ли проведена исследовательская работа.
- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Практические результаты деятельности по самообразованию.
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
-Постановка новых задач.
Заключение
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.