Зарина Темирова
Профилактика дисграфии и дислексии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок.
С учетом нарушенных операций выделяют несколько видов дислексии :
1. Фонематическая.
2. Семантическая.
3. Аграмматическая.
4. Мнестическая.
5. Оптическая.
6. Тактильная.
При фонематической дислексии ребенок испытывает трудности в усвоении букв, дифференциации фонем, сходных акустически и артикуляторно (б-п; д-т; с-ш; ж-ш); пропускает согласные при стечении (марка- мара) ;вставляет гласные между согласными при их стечении (пасла- пасала); переставляет звуки (утка- тука); пропускает, переставляет слоги (лопата- лата- лотапа).
Публикация «Профилактика дисграфии и дислексии в ДОУ» размещена в разделах
При семантической дислексии, нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения (Механическое чтение)
Аграмматическая дислексия связанна с недоразвитием грамматического строя речи и проявляется в аграмматизмах во время чтения (отмечается неправильное прочтение падежных окончаний, существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др (такая город)
При мнестической дислексии дети трудно усваивают буквы не могут воспроизвести в правильной последовательности 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.
При оптической дислексии у ребенка при чтении смешиваются и взаимозаменяются графически сходные буквы (т-г; х-к; б-д и дт.)
Тактильная дислексия наблюдается у незрячих детей при овладении ими азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.
Выявление и дифференциальная диагностика нарушений чтения проводится учителем логопедом среди детей школьного возраста, начиная со второй половины учебного года, во втором классе. Ранее среди учащихся, с первого класса выявляются дети с трудностями овладения чтением (письму)
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.
Причины нарушения чтения : различные внутриутробные патологии, которые приводят к нарушению развития плода; инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности; токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной или медикаментозной интоксикации; родовые травмы, гипоксия, асфиксия во время родов, которые приводят к кровоизлияниям, педагогическая запущенность; наличие неблагоприятного речевого окружения, психическая депривация (неудовлетворенность реализации основных психических потребностей) : потребность в уважении, ощущать собственную значимость и тд, социальная дезадаптация (легко адаптируется к социуму); наследственная предласположенность к тем или иным речевым расстройствам (дислексии) (отмеченным у членов семьи)
Рекомендации: при нарушениях письменной речи (дислексии) необходимо обратиться к логопеду, лор врачу, неврологу, к сурдологу.
Необходимо комплексное обследование. Исключение конфликтных моделей взаимоотношений в семье (психотравмирующая ситуация и бывает зрр) ощущение ребенком понимания любви со стороны окружающих людей (что бы у ребенка не развился мутизм речи- это состояние. когда человек не отвечает на вопросы, не входит с окружающими в контакт (или изберательно) в то время как способность разговаривать и понимать речь сохранена).
Профилактику дислексии осуществляю на логопедических занятиях с детьми имеющими фф и он речи. На фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Так же в нашем детском саду профилактические направления работы под моим руководством осуществляют и другие педагоги: воспитатель (все компоненты речи, кроме постановки звуков, музыкальный руководитель (развивает чувство ритма, речевого дыхание, тембр голоса и тд), руководитель физическому воспитанию (восприятие пространства, право- лево, психолог (развивает слухо- речевую память, внимание, память и другие психические процессы) С родителям проводится работа по предупреждению дислексии (консультации, мастер- классы, доклады). Дислексия нуждается в целенаправленной коррекции, от этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.