Земдиханова Лилия
Консультация «Игровые технологии в художественном развитии младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор она остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.
Развитие художественной деятельности остается важной задачей педагогов дошкольных учреждений. Поэтому в современной дошкольной педагогике идет интенсивный поиск путей интенсификации обучения и развития детей, поиск и разработка новых педагогических технологий. Наиболее эффективные технологии для развития дошкольников – это игровые технологии. Следовательно, актуальными будут любые разработки по использованию игровых технологий в психолого-педагогическом процессе ДОУ.
Публикация «Консультация „Игровые технологии в художественном развитии младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Поэтому цель нашей работы: разработка содержания по использованию игровых технологий в процессе художественного развития младших дошкольников.
Объект работы - процесс развития художественного творчества младших дошкольников.
Предмет работы – использование игровых технологий в развитии художественного творчества младших дошкольников.
Гипотеза исследования. Развитие художественного творчества у младших дошкольников будет более эффективным в процессе использования игровых технологий при соблюдении следующих условий:
использовании разнообразных видов и подвидов игр;
комплексном и системном использовании игровых методов и приемов;
учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задачи :
В соответствии с целью работы нами определены следующие задачи:
1 - проанализировать научную и методическую литературу по проблеме проекта;
2 - выявить особенности художественного развития младших дошкольников;
3 - разработка содержания работы по использованию игровых технологий в художественном развитии младших дошкольников;
4 - выявление эффективности разработанной методики.
4 слайд Теоритические основами ИССЛЕДОВАНИЯ стали Исследования по использованию игровых технологий в развития художественного творчества дошкольников представили : Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Т. А. Котлякова, Г. Г. Григорьева и др.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
А. С. Макаренко и др.
Игровая технология развития дошкольников (Л. П. Бочкарева) - совокупность, порядок всех видов и подвидов игр, используемых с целью формирования многообразных детских культур; игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные между собой; целостный комплекс, охватывающий определённую часть образовательного процесса и объединённый общим содержанием, сюжетом, в который последовательно включены группы игр, их элементов, фрагментов и игровых упражнений, направленных на формирование определённых качеств культурной личности.
Компоненты игровой технологии (Т. А. Котлякова) :
- игровой мотив;
- игровой сюжет-ситуация;
- игровой сквозной персонаж;
- игровой характер деятельности;
- игровой атрибут;
- дидактические и др. виды игр;
- предметно-игровая среда;
- условия для развития творчества;
- игровое обсуждение результатов.
Таким образом, для нашего исследования особенно важно значение игры для развития изобразительного творчества дошкольников. В настоящее время при переходе на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагогов с детьми необходимо использовать разнообразные виды педагогического взаимодействия.
5 слайд
Экспериментальная работа проводилась в детском саду № 258, во " мл. группе "Крохи".
В течени 2,5 месяцев с 15 сентября по 28 ноября 2014 г.
Наш детский сад работает по программе " От рождения до школы" Автор Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Васильева М. А.
поэтому я выбрала Диагностику Комаровой Т. С.
В диагностике участвовало 30 детей.
Суть диагностики
Цель: выявить уровень художественного развития детей
Для объективности эксперимента после констатирующего эксперимента мы разделили детей на две группы – экспериментальную и контрольную.
видно, что развитие изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста в данном дошкольном учреждении в основном на среднем уровне, хотя много (33,3 %) и на низком. Поэтому нам необходимо определить систему работы по развитию у детей творческих способностей в изобразительной деятельности и формированию умений и навыков практической деятельности через использование игровых технологий.
6 Слайд
На основании результатов диагностики была составлена Эксперемнтальная методика
Суть: в методике я опиралась на принципы обучения изобразительной деятельности
1. пр-п наглядности.
2. пр-п доступности материала,
3. принцип построения методики от простого к сложному
4. пр-п повторности материала
5. пр-п использования выбранных игр в психолого- педагогическом процесе ДОУ
Перед разработкой цикла занятий поставили задачи формирующего эксперимента.
1. Апробировать методику развития изобразительного творчества детей младшей группы на примере живописи.
2. На основе методики дополнить программу развития изобразительного творчества детей младшей группы на примере живописи.
3. Осуществлять руководство изобразительной деятельностью детей младшей группы с целью повышения результатов изобразительного творчества.
эксперимент включал в себя 10 занятий, состоящих из игровых заданий на формирование умений работать по замыслу, на развитие технических умений и навыков и использование средств выразительности.
Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Занятия формирующего эксперимента были заимствованы у Д. Н. Дороновой и С. Г. Якобсона. На индивидуальных занятиях с детьми я использовала дидактические игры - забавы, разработанные Котляковой Т. А.
На протяжении всего эксперимента использовались приемы стимулирования детей к изобразительной деятельности, создания игровых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в деятельность.
7 занятия Занятие 1
Рисование. «Королева-кисточка рассказывает»
Цель: вызвать у детей интерес к рисованию красками; воспитывать умение беречь изобразительные материалы; учить правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать;
Материал: Королева-кисточка (большая малярная кисть, на которой нарисованы или наклеены глаза и рот; на границе металлической части прикреплена с помощью резинки юбка - кусок яркой ткани, скрывающая деревянную часть, кисти, краска гуашь одного цвета, бумага - по 1/2 листа для каждого ребенка.
8 Занятие 4
Рисование красками. «Лесенка»
Цель: воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность; учить проводить прямые короткие линии;
Материал: листы бумаги с изображениями оснований лесенки.
Игровая мотивация
Воспитатель обращается к детям:
«Вы, дети, по утрам зарядку делаете? Делаете! Зачем? Правильно, чтобы быть здоровыми и крепкими. Вот и родители зайчат решили, что их детям тоже надо делать по утрам зарядку. И построили папы и мамы на лужайке перед домом лесенки, чтобы зайчата по ним лазали.
9"Рисуем радость"
Цель: Вызвать положительные эмоциональные на яркие цвета красок. Стимулировать интерес к возможностям использования красок на бумаге.
Дидактический материал: Большие смоченные водой листы бумаги (половина ватмана), краски основных цветов в емкостях, дающих возможность рисовать лодошкой.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям "поделиться" своей радостью совсеми людьми. Для этого нужно, чтобы все ее увидели. Воспитатель объясняет, что ребенок должен сначала " узнать" свою радость среди всех красок (определить цвет своего настроения), затем зачерпнуть ладошками свою "радость" (краску) и поделиться "радостью" с бумагой (прикоснуться своими ладошками к мокрому листу). "Радость" будет "расти" на бумаге (краска будет расплываться на мокром фоне, чтобы ее хватило на всех людей. Можно повторять это действие несколько раз и брать несколько разных красок.
10 "Волшебные ниточки" (ниткография)
Цель: Стимулировать интерес к изобразительной деятельности, умение замечать изобразительные возможности бросового материала. Вызвать эмоциональную реакцию на яркие цвета.
Дидактический материал: Цветные нити, фланелеграф (по колличеству играющих детей).
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на то, как легко "рисовать" нитками на фланелеграфе. Нитка - это готовая цветная линия, а если нам не нравиться, куда она завернулась, мы ее легко можем передвинуть.
Вариант 1 - "рисовать" нитками на тему предложенную воспитателем (веселый и разноцветный дождик; все дорожки ведут к нам в детский сад: моя родная Волга ; по небу пролетел самолет и т. п.).
Вариант 2 - каждый "рисует" нитками "картинку", а потом все вместе с воспитателем отгадывают, что нарисовано.
"Рисуем радость"
Данная игра была понятна детям, развеселила их и увлекла. Девять детей из группы выбрали цвет "радости" - желтый, четверо окрасили свою радость в красный цвет, и только двое окрасили свои ладошки в синий цвет. Особенно заинтересовал детей момент, когда краска расплылась на мокром фоне, что вызвало бурные положительные эмоции.
"Волшебные ниточки"
Дети с удовольствием приняли участие в игре. Особый интерес игра вызвала у девочек. Дети использовали разные цвета ниток в основном теплых оттенков, для создания своей композиции. Мальчики тоже заинтересовались игрой, но их больше увлек процесс прилипания и отлипания нитки с фланелеграфа. Поэтому мальчики отошли от предложенной мной темы и "рисовали" нитками свою "картину", а девочки с удовольствием отгадывали, что нарисовано.
"Бабочка моего настроения"
Условия игры детьми были приняты частично. Дети не смогли определить цвет своего настроения, поэтому для бабочки использовали все предложенные мною цвета. Пятеро детей из группы не капали красками на лист, а ставили пятна. Детей заинтересовал сам процесс "передачи настроения бабочке ". Две девочки когда приглаживали лист ладошками, даже что-то приговаривали. Удивление и восторг у детей вызвало изображение получившейся "бабочки" после раскрытия листа.
"Найди волшебный карандаш"
У некоторых детей игра вызвала затруднение, они никак не могли понять почему выбранные ими карандаши не рисуют. Путем экспериментирования дети все таки обнаружили свой "волшебный карандаш", чем были очень обрадованы. После этого они с особым удовольствием рисовали.
11 слайд По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез умений и навыков детей, который выявил результаты формирующего эксперимента развития изобразительного творчества детей. Результаты представлены на экране. Результаты контрольного эксперимента показали, что после обучения результаты детей экспериментальной группы значительно улучшились.
видно что динамика развития изобразительного творчества у детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы.
Вывод: видно, что развитие изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста возросло, благодаря использованию в рисовании игровых технологий.
Используя в организации изобразительной деятельности дошкольников игровые формы, педагог имеет возможность эффективно решать следующие задачи:
формирование представлений об общечеловеческих нравственных ценностях;
развитие художественно-творческого потенциала;
воспитание культуры человеческих взаимоотношений;
обогащение зрительной культуры восприятия.
Игровые технологии наиболее эффективно развивают у детей творческие способности в изобразительной деятельности, формируют умения и навыки практической деятельности.
Желательно использовать игровые технологии не только на занятиях. помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься
использовании игровых методов и приемов стимулируют интерес детей к изобразительной деятельности, дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.