Евгения Ерофеева
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Большинству детей достаточно сложно связно выразить свою мысль в монологической речи. Составляя рассказ из личного опыта, пересказывая или описывая картинку, предмет, дети часто перескакивают с одной мысли на другую, путают последовательность изложения, используют весьма ограниченный словарь, в котором преобладают существительные, в меньшей степени глаголы и, практически отсутствуют прилагательные и другие части речи. Ребенку, просто в силу возрастных особенностей, трудно удерживать в памяти последовательность, изложения, при этом составляя красивые предложения. И, конечно, немаловажную роль играет малый речевой опыт дошкольника. Одновременно следует учитывать, что все дети разные: разные по уровню развития психических процессов, разные по-своему темпераменту; кто-то активен все занятие, а кто-то быстро теряет интерес и тихо отсиживается.
Эффективность педагогического воздействия зависит от активности каждого ребёнка в условиях речевой деятельности. На занятиях по развитию речи должны говорить дети, а не педагог.
Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют каждому ребенку в достаточной степени научиться грамотно, связно высказывать свою мысль, раскрыть творческий потенциал.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, нужно дать ребенку поразмышлять, пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий в работе с детьми по решению вышеперечисленных задач ФГОС ДО является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует :
— активизации познавательной деятельности детей;
— созданию мотивационных установок на проявление творчества;
— созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами;
-формированию предметных результатов (ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; выделять звуки в словах; складываются предпосылки грамотности)
метапредметных результатов (понимать задаваемые вопросы; грамотно использовать речевые средства для решения задач поставленных перед детьми; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать свою точку зрения; слушать других и договариваться, приходить к общему решению в собственной деятельности; задавать вопросы; применять полученные знания на практике; устанавливать причинно-следственные связи; самоконтроль и самооценка своей деятельности).
личностных результатов (формирование чувство гордости; формирование социально-ориентированного взгляда; развитие эстетических чувств : доброты; отзывчивости, понимания, сопереживание, развитие ответственности за свои поступки).
Главная задача взрослого — создать эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально нет правильных ответов, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок, — использует так, как хочет.
Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко отмечают, что для организации работы по развитию связной речи детей по ТРИЗ-технологии необходимо :
- организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей;
- иметь специальную игрушку - героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность;
- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать старших дошкольников навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее; продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом стараемся, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
- проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми;
- быть готовым использовать данный подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию.
Используя в своей работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываю следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Методы ТРИЗ-технологии я начала вводить со средней группы, в этом году продолжаю работу. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности использую элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: Во время прогулок я использую приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Оживим ветер: кто его мама? Какой бывает характер у ветра? Кто его друзья? и т. д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление. Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат.
Речевые занятия с элементами ТРИЗ должны быть детям интересны и построены таким образом, чтобы ребенок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять стихи, сказки и т. п. Для этого он должен научиться ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно при этом встает проблема развития воображения, творчества, мышления. У ребенка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.
В своей работе использую игры с элементами ТРИЗ : как часть другой игры; в режимных моментах; как часть непосредственно-образовательной деятельности.
1. Основная форма работы - игровые задания и упражнения:
«Складные картинки». Раскладываем картинки с предметами, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т. д., ребенок поднимает картинку, например с изображением мака и просит найти парную по рифме.
«Доскажи словечко»
Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки лишь произносим лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.
«Сочини дальше»
Воспитатель придумывает одну строчку стихотворного текста, дети сочиняют дальше.
2. Создание текстов сказочного содержания:
Мы учим детей создавать тексты сказочного содержания с помощью моделей: метод каталога; волшебная дорожка; волшебный экран; метод типового фантазирования; волшебный треугольник.
3. Игровые упражнения:
Взрослый называет персонаж, дети вспоминают последовательность его действий по линии развития сюжета. Обсуждаются причинно- следственные связи взаимодействия персонажей:
- Подобрать антонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей.
- Составить загадку о персонаже (о сказке).
- Изображать персонажей и их действия с помощью схем.
- Восстановить последовательность действий персонажа на основе схематического изображения.
4. Игры и творческие задания:
- «Герои сказок» :
Назовите персонажей – девочек из разных сказок (Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-семицветика»)
- «Волшебные слова»
Воспитатель предлагает вспомнить заклинания, известные детям из сказок («Сивка-бурка, вещая каурка», затем словочетания, с которых начинается сказка («В стародование времена» и т. д.).
- Словесная игра «Наоборот» (узкий-широкий, вверху-внизу и т. д.)
- Игры на противоречия: Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель).
- Рассказы-фантазии. На занятии по познавательному развитию с детьми составляем рассказ по картине «Кошка с котятами», а во вторую половину дня предлагаю детям составить по этой же картине рассказ-фантазию например (кошка, которая потеряла котят).
- «Волшебный мешочек» : из «чудесного» мешочка дети достают игрушку или картинку и называют как можно признаков (кошка пушистая, играющая, царапка).
- «Мое настроение». Детям предлагается ситуация, а они выбирают ту или иную эмоцию (идет дождь – грусть, скука, тоска и т. д).
Чтобы стимулировать творческую активность детей в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:
Метод «мозгового штурма» я использую на занятиях для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Метод «Синектика», или метод эмпатии: предлагаю ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Этот всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
Метод «Да-Нет-Ка» – с помощью этого метода я начинаю занятие.
Этот метод дает возможность организовать детей на ту или иную деятельность, находить и отвечать на поставленную перед детьми проблему, отвечать на вопросы взрослого и детей, находить нужное решение в поставленной задаче.
«Системный оператор». Задача этого метода: закрепить и систематизировать полученные знаний в тех или иных видах деятельности.
Практика показала, что методы и приёмы ТРИЗ работают, как минимум, в четырё х направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально – волевая сфера. У детей работа с творческими задачами способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они обладают умением сравнивать, обобщать, словесно выражать.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством для реализации задач ФГОС ДО : дети овладевают речью как средством общения и культуры; у них обогащается активный словарь; развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь, речевое творчество, звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух. У детей формируется звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте.
У детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Детям дается возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. Развиваются и такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Список используемых источников и литературы:
1. Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Сидорчук Т. А. ,Хоменко Н. Н. ТРИЗ - в повседневную жизнь «Ребенок в детском саду»2014г. ,
3. С. В. Лелюх Развитие творческого воображения, мышления методами ТРИЗ «Дошкольное воспитание» 2016г. ,
4. Интернет-ресурсы: «МААМ. ru», «ПочемуЧка. ru», «Дошколенок. ru», «Все для воспитателей детских садов», «Мир дошкольников», «Дошкольники. сom» и т. д.