Гузяль Мунировна Назырова
Презентация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №19» Энгельсского муниципального района
Выполнила: воспитатель 1 категории Назырова Гузяль Мунировна.
Цель: Повысить уровень знаний педагогов по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Ознакомить педагогов с задачами, направленными на художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Вооружить воспитателей практическими навыками организации уголка по художественно-эстетическому развитию совместно с родителями.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги!
Сегодняшняя тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
К художественно-эстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Восприятие художественной литературы ;
• Театрализованная деятельность.
Что такое художественно-эстетическое развитие
Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности
(Д. Б. Лихачёв)
Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике)
Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Н. Сакулина)
4
Задачи обучения в младшей группе :
• Готовить к восприятию произведений искусства;
• Готовить детей к посещению театра;
• Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства;
• Способствовать развитию певческих навыков;
• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
• Приобщать к декоративной деятельности;
• Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
• Подводить к различению видов искусства через художественный образ;
• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Задачи обучения в средней группе:
• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
• Познакомить с архитектурой;
• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
• Обогащать представления детей об искусстве;
• Знакомить с произведениями народного искусства;
• Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
• Учить выделять и называть основные средства выразительности;
• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.
Задачи обучения в старшей группе
• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
• Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
• Знакомить с произведениями живописи;
• Знакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
• Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности;
• Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;
• Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
• Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
• Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.
• У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции :
• музыкальное воспитание,
• художественно-речевая деятельность,
• изобразительная деятельность.
Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.
Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
• Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
• Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Для достижения поставленной цели нами
сформулированы следующие задачи:
• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
• Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии детей.
Основные компетенции педагога:
Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования
(выбор программ и технологий);
• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
• организация образовательного процесса
(работа с детьми и родителями);
• координация работы с другими учреждениями и организациями.
• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
• Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Условия успешного осуществления художественно-эстетической деятельности :
• Тесная связь с искусством.
• Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
• Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
• Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности
• Взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности.
• Создание эстетической развивающей среды.
Задачи художественно- эстетического воспитания:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
Три правила:
Жить в красоте
Делать эстетику быта средством эстетического воспитания
Замечать красоту
Поддерживать и создавать красоту вокруг себя
21
Необходимо помнить:
Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.
Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.
Эффективность работы по художественно - эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.
Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом.
Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально – образную основу обстановки, её местный колорит.
Вовлечение родителей в педагогический процесс (художественно-эстетическое направление)
Информационно- аналитическое (анкетирование, тестирование)
Познавательное (собрания, беседы, создание предметно-развивающей среды
Наглядно-
информационное
(родительские уголки, выставки, дни открытых дверей)
Досуговое (праздники, развлечения, экскурсии)
• Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка
Спасибо за внимание!