Гармаш Виктория Романовна
Формирование навыков лепки у детей с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь пластилинографией, у детей происходит соприкосновение пальцев с пластилином. Это может быть как отщипывание, скатывание и другие приемы лепки. Пальцы рук и кисть совершают движение, а это полезно для развития ребенка, так как «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сказал Сухомлинский Василий Александрович.
Работают обе руки ребенка. «Кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга» - это можно часто слышать от специалистов, которые работают в области развития детей.
Публикация «Формирование навыков лепки у детей с НОДА» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Пластилинография это тот вид деятельности, занимаясь которой ребенок тренирует движения кисти и пальчиков для дальнейшего обучения. Сам процесс лепки интересен ребенку, так как пластилин имеет яркий цвет, он мягок.
Поэтому, при работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, успешным для его развития будет использование техники пластилинографии.
Пластилинография:
- способствует снятию мышечного напряжения,
- развивает пространственное и художественное мышление, воображение;
- побуждает детей к самостоятельности;
- способствует развитию межполушарного взаимодействия;
- вырабатывает аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
- способствует концентрации внимания;
- снижает возбудимость и раздражительность.
Специфика занятий с пластилином с детьми с НОДА :
Каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук, делается небольшой массаж для рук, самостоятельно или воспитателем.
Это делается в игровой форме, совместно с воспитателем, который читает стихотворный текст и показывает движения. Нужное упражнение выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цели занятия. После этого идет объяснение материала.
Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки дети повторяют движения в воздухе вслед за воспитателем.
Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и многие не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания.
Не обязательно включать физкультминутки в творческие занятия, так как память у детей кратковременная.
В работе с детьми с церебральным параличом на начальном этапе обучения важная роль отводится использованию приема пассивных движений (рука в руке, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.
Качественный эффект дает использование метода совместных действий (так называемое «сотворчество»). Этот метод позволяет воспитателю в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, представляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся у ребенка, обеспечить ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы.
Чтобы повысить интерес ребенка к работе, его эмоциональный настрой, в занятие включаются элементы драматизации. Например, лепим колобка или репку - вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно выбрать удачное музыкальное сопровождение.
Главное в работе с пластилином – не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное занятие, тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результата своей работы. А это залог будущего успеха.
При выборе того или иного способа лепки, не забываем обращать внимание на индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить изображение, используя как можно меньше элементов. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: его цвете, пластичности.
Занятия пластилинографией позволяют развивать координацию, согласованность движений пальцев рук, регулировать силу мышечных усилий, улучшают внимание, память, зрительно-пространственное восприятие. Рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму. Все это может служить важным средством коррекции недостатков сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП).