Светлана Шугайлова
Конспект урока по развитию речи «Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель: Шугайлова Светлана Владимровна
МБОУ гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой г. Липецка.
Тема: Обучающее изложение «Первая газета»
Предмет: русский язык. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Участники: учащиеся 4-а.
Цель:
развитие умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии (слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях, окончаниях имён существительных) и пунктуации.
Публикация «Конспект урока по развитию речи „Обучающее изложение „Первая газета“, 4 класс» размещена в разделах
- Газета и журналы
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: компьютер, презентация, проектор.
Тип урока : урок развития речи
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1 3
Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и успехов в учёбе. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
I. Актуализация знаний. (Подготовка к написанию изложения)
1 2 3 4
– Откройте тетрадь. Запишите дату.
– Напишите «Обучающее изложение».
- Сегодня мы с вами будем писать изложение. Значит у нас сегодня урок развития …. речи.
- Ребята, а что значит писать изложение? (Подробно, письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык)
- А что необходимо ученику, чтобы написать изложение успешно? А что значит «успешно»? (Быть на уроке активным, внимательным)
- Что нам всегда помогает в успешном написании изложения? (Подготовительная работа)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Выявление места и причины затруднения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. 3 3 2
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Научиться писать изложение, письменно пересказывать текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии)
– И чтобы трудностей в написании изложения не было, давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
План урока :
1. Слушание текста.
2. Чтение и работа над содержанием текста.
а) Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части, запись ключевых слов каждой части.
б) Пересказ текста.
3. Орфографическая и пунктуационная подготовка.
4. Чтение текста вслух.
5. Запись текста.
6. Самопроверка.
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план)
- Итак, будем работать по этому плану, и тогда никто не будет испытывать никаких затруднений. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Реализация построенного проекта.
(Развитие умений) 3 4 6 1 3 1 7
Подготовка к написанию изложения.
Слайд 2.
- Ребята, чей портрет вы видите на слайде?
- Чем замечателен этот человек? (Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, создал Российский флот, основал и построил город с удобным выходом на Балтику, приглашал известных специалистов-европейцев для достижения Россией евр. уровня. Не проиграл ни одного сражения в войнах.)
- Верно Петр I очень много сделал для России.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А. С. Пушкин так писал о Петре 1 в своих стихах. Но память об этом человеке увековечена не только в стихах.
Слайд 3. 7
- Ребята, а на этом слайде вы видите памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автор Зураб Церетели. Воздвигнут в 1997 году. Примечателен он тем, что общая высота его – 98 метров.
Слайд 4.
Ещё хотелось бы добавить, что в повседневной жизни нас окружают вещи, начало которым было положено в эпоху Петра 1. Например, газета. Сейчас газета это обычное явление, а когда-то появление свежего номера было огромным событием.
13 января российские журналисты отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».
1 2 4 1 2
- Давайте мы с вами прочитаем, как это было.
1. Работа с текстом упр. 198.
а) Слушание текста (учебники закрыты, читает учитель).
Вопросы после чтения:
- Что нового узнали о Петре из этого текста?
(при Петре I была создана первая газета)
- Для чего нужна в то время газета?
(чтобы узнать новости о торговле, о науке)
Слайд 5.
- Какова тема текста? (газета)
- К какому жанру относится этот текст? (Рассказ)
- К какому типу текста относится этот рассказ?
(Это текст-повествование, события в тексте излагаются последовательно)
- В тексте-повествовании рассказывается о каком-либо случае. К нему можно задать вопрос: "Что случилось?
- Чего нет у этого рассказа?
(названия)
Слайд 6.
«Мечта Петра I»
«Первая газета»
«Печатное дело»
- Подберите подходящее название из представленных здесь. («Первая газета»)
- Почему именно это название? (Более точно выражена тема).
- Откройте учебник, найдите текст изложения. Прочитайте авторское название рассказа. Совпадает ли название с тем, которое выбрали вы. (Да)
- Молодцы, ребята! Вы точно подобрали название.
- Проследим ещё раз за событиями рассказа.
2. Чтение и работа над содержанием (работа в режиме «медленного чтения»).
6 4
Работа с учебником.
Учащиеся читают текст самостоятельно (можно по предложениям, задают вопросы по ходу чтения, учитель комментирует необходимые места, задаёт уточняющие вопросы.
- Ребята, совпадает ли название, которое мы с вами дали, с названием, данным автором?
- Давайте запишем название в тетради.
Слайд 7.
- А кто автор этого текста?
- Знаком ли он вам?
(Знаком по рассказу «Золотой рубль»)
1 3 2 5
- А сейчас мы будем учиться работать с информацией, учиться отбирать только самое важное.
-Читаем текст по частям и составляем план.
3. Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части, запись ключевых слов каждой части.
– Сколько частей в тексте? (5)
– Читаем 1-ю часть, подчёркиваем ключевые слова, думаем над заглавием.
Слайд 8. 3
В результате этой работы на доске появляется запись:
План:
1. Мечта Петра I.
(мечтал, издавать, о пользе, для науки, для торговли, горожане, новости)
2. Отбор материалов для газеты.
(исчез, отбирал с Фёдором Поликарповым)
3. Новости из разных мест.
(на Урале, пушки,
в Казани, нефть и руда,
индийский царь, слон
в Москве, 386 младенцев.)
4. «Вот сколько новостей!»
(надо рассказать)
5. «Ведомости».
(напечатали, получилась, шрифт, поля, бумага, доволен)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ТОУУ
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 2 3 4 1
Пересказ текста по цепочке с опорой на план и ключевые слова.
VII. Включение в систему знаний и повторение. 5
Орфографическая и пунктуационная подготовка.
Словарно-орфографическая работа со словом газета.
Затем ученики находят изученные орфограммы в словах, отмечают их карандашом, зачитывают вслух, объясняют правописание.
1) Буква безударного гласного в корне, проверяемая ударением.
2) Большая буква в именах собственных.
3) Буква безударного гласного в падежных окончаниях имён существительных.
4) Буква безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Пунктуационное оформление:
1) Знаки препинания в предложении с однородными членами.
2) Знаки препинания в предложении с прямой речью.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. 1. Чтение текста вслух учителем.
2. Запись текста.
3. Самопроверка.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
4 4
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки) :
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Оцените, достигли ли вы цели урока?
ТОУУ
Домашнее задание.
Подготовиться к словарному диктанту.
Приложение (текст изложения)
Мечтал царь Пётр I издавать в нашей стране газету. Думал о пользе для торговли, для науки. И горожане будут знать новости со всей Руси.
И вот однажды исчез царь из дворца и не появился до самого вечера. Отбирал он вместе с печатным мастером Федором Поликарповым материал для первого номера русской газеты.
На Урале отлили новые пушки. В Казани нашли много нефти и медной руды. Индийский царь послал царю московскому слона. В Москве за месяц родилось 386 младенцев.
Вот сколько новостей! И обо всем надо рассказать в новой газете.
Через несколько дней газету напечатали. Назвали её «Ведомости». Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, полей нет, бумага серая. Но ПётрI был доволен и говорил: «Радуйся малому, тогда и большое придёт».
(по С. Алексееву, из книги «Сто рассказов из русской истории».)