МААМ-картинки

Конспект урока по развитию речи «Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс

Светлана Шугайлова
Конспект урока по развитию речи «Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель: Шугайлова Светлана Владимровна

МБОУ гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой г. Липецка.

Тема: Обучающее изложение «Первая газета»

Предмет: русский язык. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Участники: учащиеся 4-а.

Цель:

развитие умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии (слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях, окончаниях имён существительных) и пунктуации.

Публикация «Конспект урока по развитию речи „Обучающее изложение „Первая газета“, 4 класс» размещена в разделах

Оборудование: компьютер, презентация, проектор.

Тип урока : урок развития речи

Формируемые УУД:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1 3

Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и успехов в учёбе. Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

I. Актуализация знаний. (Подготовка к написанию изложения)

1 2 3 4

– Откройте тетрадь. Запишите дату.

– Напишите «Обучающее изложение».

- Сегодня мы с вами будем писать изложение. Значит у нас сегодня урок развития …. речи.

- Ребята, а что значит писать изложение? (Подробно, письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык)

- А что необходимо ученику, чтобы написать изложение успешно? А что значит «успешно»? (Быть на уроке активным, внимательным)

- Что нам всегда помогает в успешном написании изложения? (Подготовительная работа)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Выявление места и причины затруднения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. 3 3 2

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Научиться писать изложение, письменно пересказывать текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии)

– И чтобы трудностей в написании изложения не было, давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

План урока :

1. Слушание текста.

2. Чтение и работа над содержанием текста.

а) Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части, запись ключевых слов каждой части.

б) Пересказ текста.

3. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

4. Чтение текста вслух.

5. Запись текста.

6. Самопроверка.

– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план)

- Итак, будем работать по этому плану, и тогда никто не будет испытывать никаких затруднений. Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Реализация построенного проекта.

(Развитие умений) 3 4 6 1 3 1 7

Подготовка к написанию изложения.

Слайд 2.

- Ребята, чей портрет вы видите на слайде?

- Чем замечателен этот человек? (Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, создал Российский флот, основал и построил город с удобным выходом на Балтику, приглашал известных специалистов-европейцев для достижения Россией евр. уровня. Не проиграл ни одного сражения в войнах.)

- Верно Петр I очень много сделал для России.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин так писал о Петре 1 в своих стихах. Но память об этом человеке увековечена не только в стихах.

Слайд 3. 7

- Ребята, а на этом слайде вы видите памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автор Зураб Церетели. Воздвигнут в 1997 году. Примечателен он тем, что общая высота его – 98 метров.

Слайд 4.

Ещё хотелось бы добавить, что в повседневной жизни нас окружают вещи, начало которым было положено в эпоху Петра 1. Например, газета. Сейчас газета это обычное явление, а когда-то появление свежего номера было огромным событием.

13 января российские журналисты отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

1 2 4 1 2

- Давайте мы с вами прочитаем, как это было.

1. Работа с текстом упр. 198.

а) Слушание текста (учебники закрыты, читает учитель).

Вопросы после чтения:

- Что нового узнали о Петре из этого текста?

(при Петре I была создана первая газета)

- Для чего нужна в то время газета?

(чтобы узнать новости о торговле, о науке)

Слайд 5.

- Какова тема текста? (газета)

- К какому жанру относится этот текст? (Рассказ)

- К какому типу текста относится этот рассказ?

(Это текст-повествование, события в тексте излагаются последовательно)

- В тексте-повествовании рассказывается о каком-либо случае. К нему можно задать вопрос: "Что случилось?

- Чего нет у этого рассказа?

(названия)

Слайд 6.

«Мечта Петра I»

«Первая газета»

«Печатное дело»

- Подберите подходящее название из представленных здесь. («Первая газета»)

- Почему именно это название? (Более точно выражена тема).

- Откройте учебник, найдите текст изложения. Прочитайте авторское название рассказа. Совпадает ли название с тем, которое выбрали вы. (Да)

- Молодцы, ребята! Вы точно подобрали название.

- Проследим ещё раз за событиями рассказа.

2. Чтение и работа над содержанием (работа в режиме «медленного чтения»).

6 4

Работа с учебником.

Учащиеся читают текст самостоятельно (можно по предложениям, задают вопросы по ходу чтения, учитель комментирует необходимые места, задаёт уточняющие вопросы.

- Ребята, совпадает ли название, которое мы с вами дали, с названием, данным автором?

- Давайте запишем название в тетради.

Слайд 7.

- А кто автор этого текста?

- Знаком ли он вам?

(Знаком по рассказу «Золотой рубль»)

1 3 2 5

- А сейчас мы будем учиться работать с информацией, учиться отбирать только самое важное.

-Читаем текст по частям и составляем план.

3. Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части, запись ключевых слов каждой части.

– Сколько частей в тексте? (5)

– Читаем 1-ю часть, подчёркиваем ключевые слова, думаем над заглавием.

Слайд 8. 3

В результате этой работы на доске появляется запись:

План:

1. Мечта Петра I.

(мечтал, издавать, о пользе, для науки, для торговли, горожане, новости)

2. Отбор материалов для газеты.

(исчез, отбирал с Фёдором Поликарповым)

3. Новости из разных мест.

(на Урале, пушки,

в Казани, нефть и руда,

индийский царь, слон

в Москве, 386 младенцев.)

4. «Вот сколько новостей!»

(надо рассказать)

5. «Ведомости».

(напечатали, получилась, шрифт, поля, бумага, доволен)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ТОУУ

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 2 3 4 1

Пересказ текста по цепочке с опорой на план и ключевые слова.

VII. Включение в систему знаний и повторение. 5

Орфографическая и пунктуационная подготовка.

Словарно-орфографическая работа со словом газета.

Затем ученики находят изученные орфограммы в словах, отмечают их карандашом, зачитывают вслух, объясняют правописание.

1) Буква безударного гласного в корне, проверяемая ударением.

2) Большая буква в именах собственных.

3) Буква безударного гласного в падежных окончаниях имён существительных.

4) Буква безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Пунктуационное оформление:

1) Знаки препинания в предложении с однородными членами.

2) Знаки препинания в предложении с прямой речью.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. 1. Чтение текста вслух учителем.

2. Запись текста.

3. Самопроверка.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

4 4

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки) :

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Оцените, достигли ли вы цели урока?

ТОУУ

Домашнее задание.

Подготовиться к словарному диктанту.

Приложение (текст изложения)

Мечтал царь Пётр I издавать в нашей стране газету. Думал о пользе для торговли, для науки. И горожане будут знать новости со всей Руси.

И вот однажды исчез царь из дворца и не появился до самого вечера. Отбирал он вместе с печатным мастером Федором Поликарповым материал для первого номера русской газеты.

На Урале отлили новые пушки. В Казани нашли много нефти и медной руды. Индийский царь послал царю московскому слона. В Москве за месяц родилось 386 младенцев.

Вот сколько новостей! И обо всем надо рассказать в новой газете.

Через несколько дней газету напечатали. Назвали её «Ведомости». Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, полей нет, бумага серая. Но ПётрI был доволен и говорил: «Радуйся малому, тогда и большое придёт».

(по С. Алексееву, из книги «Сто рассказов из русской истории».)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Приходите к нам в дом» (первая младшая группа) «Приходите к нам в дом» Конспект НОД. Клещева Анна Ашотовна воспитатель МДОУ «Детский сад №216» Ленинского района г. Саратова Возрастная.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Улица города» (первая младшая группа) Конспект НОД развитие речи Тема: «Улица города» Цель: Формирование устной речи и культуры речевого общения. Ход НОД: Воспитатель: Ребята,.

Конспект урока по развитию речи для обучающихся с ОВЗ «Насекомые» Конспект урока по предмету развитие речи Цель: формирование понятия «насекомые»; коррекция мышления на основе упражнения в классификации.

Конспект урока по развитию речи «Сезонные изменения в жизни птиц» Тема: Сезонные изменения в жизни птиц (весной). Цель урока: - дать учащимся представление о характерных признаках весны и изменениях в.

Конспект занятия по развитию речи «Одежда, обувь, головные уборы» (первая младшая группа) Воспитатель: Никифорова Л. Н. Цель: закрепить знания детей по теме «Одежда, обувь, головные уборы», проверить усвоение темы, развитие диалоговой.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Написала: Понурина Елена Возраст: подготовительная к школе группа Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область:.

Настольная дидактическая игра по социально-коммуникативное развитию «Обучающее лото «Профессии»Настольная дидактическая игра по социально-коммуникативное развитию «Обучающее лото «Профессии» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 Приморского района г. Санкт-Петербурга Настольная дидактическая.

Конспект открытого урока по развитию речи «Петушок и бобовое зернышко» «Петушок и бобовое зернышко»- русская народная сказка». Образовательная область – «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей:.

Презентация у уроку русского языка «Обучающее изложение» в 4 классе УМК «Школа России» Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» (первая младшая группа) Развитие речи, 1 младшая группа. Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» (автор серии Е. Батурина) Программные задачи: учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по развитию речи «Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс
Опубликовано: 15 октября 2019 в 12:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по развитию речи «Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шугайлова (УИ 1504382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД