Папки-передвижки

Конспект урока по развитию речи для обучающихся с ОВЗ «Насекомые»

Оксана Боргоякова
Конспект урока по развитию речи для обучающихся с ОВЗ «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока по предмету развитие речи

Цель: формирование понятия «насекомые»; коррекция мышления на основе упражнения в классификации.

Задачи.

Развивающие :

1. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память.

2. Формировать умение понимать и выполнять учебную задачу.

3. Развивать связную речь детей.

Образовательные:

Публикация «Конспект урока по развитию речи для обучающихся с ОВЗ „Насекомые“» размещена в разделах

1. Познакомить детей со строением муравья, о месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейнике.

2. Познакомить о пользе приносимой муравьями; формировать понятия о бережном отношении к насекомым.

Воспитательная:

1. Воспитание эмоциональной адекватности.

Работа над словарем: тля, санитары, рабочие муравьи.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, гусеницы из бумаги; схема «Природа», карточки с изображением муравья, муравейника; животных и объектов природы, файлы со смайликами настроения; мнемокарта по хакасской сказке «Лягушка и муравей».

Ход урока:

1. Вводная часть. Организация класса. Релаксация. Рефлексия.

Учитель №1. :

- Внимание! Внимание!

Дорогие зрители,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я на вас погляжу,

Да и сказку расскажу!

Вы на ус всё намотайте,

Сказку рассказать мне помогайте!

Не грусти, улыбнись!

Сказка дарит нам сюрприз!

Прикоснуться к красоте, можно только сердцем.

- Как понимаете слова, что прикоснуться к красоте можно только сердцем?

- Сейчас у нас урок, на котором мы хотим побывать с вами в мире природы и прикоснуться к её красоте.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель №2. : - Ребята, отгадайте загадку:

Он - трудяга, не бездельник,

Строит целый муравейник.

Догадайся же скорей:

"Кто строитель?" (муравей)

Изучение нового материала:

Учитель №1. : - Сегодня мы с вами познакомимся с муравьями. Муравьи — одни из самых трудолюбивых насекомых. Они живут и выживают они только группами и колониями от нескольких штук до нескольких миллионов. У них высокая степень самоорганизации. То, что не может сделать один — делают вместе, используя разделение труда и передавая сложную информацию с помощью своего «языка».

В группах выделяют три типа особей, самочки и самцы — у них, оказывается, есть крылышки; и рабочие — эти ребята без крыльев — они им и не нужны. Когда приходит время самки откусывают себе крылья, а самцы погибают. В муравьиной семье одна или несколько маток. Матка — это большая муравьиха, которая откладывает яйца и живёт до 20 лет.

Конечно, муравья видели все — большая голова и задняя часть тела, соединяет их узкая трубочка туловища. Есть усы и шесть лапок. Размеры разные — от 1 миллиметра до 5 сантиметров.

Сколько же всего видов муравьёв известно науке? Оказывается, более 12 тысяч по всем континентам, кроме Антарктиды, причём подавляющее большинство разновидностей обитает в тропиках. Ещё 600 известных видов считают вымершими. В природе муравьи играют важную роль. Они рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек.

Муравьи являются символом трудолюбия. (Слайд № 1)

3. Игра с использованием ИКТ (интерактивный стол) «Муравьишко».

4. Изучение строения тела муравья.

Учитель №1. : - Как выглядит муравей? (ответы детей) А вы знаете, говорят, что 100 миллионов лет назад муравьи выглядели так же как сейчас. У него есть голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое, есть на голове два усика: шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к муравейнику. У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод, тонкая талия соединяет грудь с брюшком. У некоторых муравьев на конце брюшка имеется ядовитое жало. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног. (Слайд №2)

Задание: Как устроен муравей? Обозначьте на рисунке части тела муравья. (Приложение №1.)

Учитель №2. : - Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.

- А крепок ли такой дом? Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.

- Как вы думаете, почему в одном направлении? Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.

- Из чего муравейник строят муравьи? Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

- Как вы думаете, какой высоты бывают муравейник? Более метра. Муравейники разрушать нельзя! (Слайд №3)

Демонстрация иллюстрации «Муравьи и муравейник».

Задание: на листе бумаги раскрасьте готовый муравейник. (Приложение №2.).

5. Физминутка:

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

Учитель: - Как происходит в муравейнике разделение труда? (Слайд № 4)

- А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности? В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого семейства муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их, прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.

Муравьи - воины смело защищают муравейник от не прошеных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков.

- У муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы? Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля. Это крошечное насекомое, которое вырабатывает молочко. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную жидкость.

- Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок. Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых. Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-фуражиры. А фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.

Учитель №2. : - Предлагаю вам стать муравьями и отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите, на листьях нашего дерева появились гусеницы. Если вы их не соберёте, от листвы ничего не останется.

Подвижная игра: «Собери гусениц».

Дети 2 муравья, подбегают к дереву, снимают с него по гусенице и кладут в свои корзины. Побеждает тот, кто больше соберет гусениц.

Учитель №1. : - Спасибо вам, защитники леса! Знаете ли вы, что в доме муравьев действует своя система наказаний. Например: если здоровый муравей-фуражир ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем. Его убивают или съедают.

Совершенно по-другому поступают муравьи с тем, кто не может трудиться: стал старым или, например, повредил лапку, его кормят до тех пор, пока он не поправится и сможет сам приносить еду другим.

- Какие враги есть у муравьев? В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом. Некоторые птицы прилетают лечиться к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

- Почему муравьев называют санитарами леса? Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.

Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Да, недаром муравьи называют санитарами леса.

Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают.

Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.

6. Чтение хакасской сказки «Лягушка и муравей» по мнемокарте. (Приложение № 3)

Учитель№2. : - Почему муравьи называются самыми сильными животными? Кто самый сильный на земле? Думаете тигр, медведь? Нет, не угадали!

- Самый сильный на свете - муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Вот какой силач малютка – муравей!

Вывод: - Мы сегодня много интересного узнали о муравьях, а сейчас мы слепим этого маленького силача.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Как называлась тема нашего урока?

- Скажите, кто же такие насекомые?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чем питаются муравьи?

- Какие обязанности выполняют муравьи в своем муравейнике?

- Почему лес здоровый и чистый там, где есть муравейники? (Муравьи спасают лес, уничтожая гусениц и вредных насекомых.)

- Как нужно беречь муравьев? (Нельзя разрушать муравейники.)

- Вот какие вы ребята молодцы! У вас на столах лежат смайлики настроения. Покажите, как вы себя чувствовали, прикасаясь к красоте и тайнам природы

Публикации по теме:

Конспект ООД по развитию речи «Насекомые. Разноцветные бабочки» в младшей группе Цель: • Закрепить знания детей о насекомых; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе. Задачи: Образовательные задачи: • Расширять.

Конспект занятия по развитию речи «Насекомые» Конспект по развитию речи в старшей группе «Насекомые». Интеграция областей: речевое развитие,познавательное развитие, социально-коммуникативное.

«Родительская академия». Конспект занятия по развитию речи детей в домашних условиях «Насекомые. Предлоги»«Родительская академия». Конспект занятия по развитию речи детей в домашних условиях «Насекомые. Предлоги» Цель: Научить родителей приемам и методам по развитию: лексико-грамматического строя речи, правильному употреблению предлогов. Вступление.

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока: Откручивание кусочка пластилина.

Конспект урока по развитию речи «Сезонные изменения в жизни птиц» Тема: Сезонные изменения в жизни птиц (весной). Цель урока: - дать учащимся представление о характерных признаках весны и изменениях в.

Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы 6 класса развитие с Тмнр и РАС «Насекомые» Тема урока: Насекомые. Класс: 6 Предмет: развитие устной речи на основе изучения окружающей действительности Тип урока: комбинированный.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие на весенний луг. Насекомые» МБДОУ «Детский сад № 41 комбинированного вида» Конспект занятия по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности.

Конспект открытого урока по развитию речи «Петушок и бобовое зернышко» «Петушок и бобовое зернышко»- русская народная сказка». Образовательная область – «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей:.

Рабочая программа по развитию речи для обучающихся дошкольников группы раннего возраста Рабочая программа по развитию речи для обучающихся дошкольников в группе раннего возраста муниципального казенного дошкольного образовательного.

Конспект урока по предметно-практическому обучению для глухих обучающихся «Фартук с аппликацией» ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат для глухих обучающихся Урок по предметно-практическому обучению Тема: Фартук с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по развитию речи для обучающихся с ОВЗ «Насекомые»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 03:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по развитию речи для обучающихся с ОВЗ «Насекомые»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Боргоякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД