Оксана Боргоякова
Конспект урока по развитию речи для обучающихся с ОВЗ «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по предмету развитие речи
Цель: формирование понятия «насекомые»; коррекция мышления на основе упражнения в классификации.
Задачи.
Развивающие :
1. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память.
2. Формировать умение понимать и выполнять учебную задачу.
3. Развивать связную речь детей.
Образовательные:
Публикация «Конспект урока по развитию речи для обучающихся с ОВЗ „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Познакомить детей со строением муравья, о месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейнике.
2. Познакомить о пользе приносимой муравьями; формировать понятия о бережном отношении к насекомым.
Воспитательная:
1. Воспитание эмоциональной адекватности.
Работа над словарем: тля, санитары, рабочие муравьи.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, гусеницы из бумаги; схема «Природа», карточки с изображением муравья, муравейника; животных и объектов природы, файлы со смайликами настроения; мнемокарта по хакасской сказке «Лягушка и муравей».
Ход урока:
1. Вводная часть. Организация класса. Релаксация. Рефлексия.
Учитель №1. :
- Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!
Прикоснуться к красоте, можно только сердцем.
- Как понимаете слова, что прикоснуться к красоте можно только сердцем?
- Сейчас у нас урок, на котором мы хотим побывать с вами в мире природы и прикоснуться к её красоте.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель №2. : - Ребята, отгадайте загадку:
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?" (муравей)
Изучение нового материала:
Учитель №1. : - Сегодня мы с вами познакомимся с муравьями. Муравьи — одни из самых трудолюбивых насекомых. Они живут и выживают они только группами и колониями от нескольких штук до нескольких миллионов. У них высокая степень самоорганизации. То, что не может сделать один — делают вместе, используя разделение труда и передавая сложную информацию с помощью своего «языка».
В группах выделяют три типа особей, самочки и самцы — у них, оказывается, есть крылышки; и рабочие — эти ребята без крыльев — они им и не нужны. Когда приходит время самки откусывают себе крылья, а самцы погибают. В муравьиной семье одна или несколько маток. Матка — это большая муравьиха, которая откладывает яйца и живёт до 20 лет.
Конечно, муравья видели все — большая голова и задняя часть тела, соединяет их узкая трубочка туловища. Есть усы и шесть лапок. Размеры разные — от 1 миллиметра до 5 сантиметров.
Сколько же всего видов муравьёв известно науке? Оказывается, более 12 тысяч по всем континентам, кроме Антарктиды, причём подавляющее большинство разновидностей обитает в тропиках. Ещё 600 известных видов считают вымершими. В природе муравьи играют важную роль. Они рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек.
Муравьи являются символом трудолюбия. (Слайд № 1)
3. Игра с использованием ИКТ (интерактивный стол) «Муравьишко».
4. Изучение строения тела муравья.
Учитель №1. : - Как выглядит муравей? (ответы детей) А вы знаете, говорят, что 100 миллионов лет назад муравьи выглядели так же как сейчас. У него есть голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое, есть на голове два усика: шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к муравейнику. У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод, тонкая талия соединяет грудь с брюшком. У некоторых муравьев на конце брюшка имеется ядовитое жало. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног. (Слайд №2)
Задание: Как устроен муравей? Обозначьте на рисунке части тела муравья. (Приложение №1.)
Учитель №2. : - Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.
- А крепок ли такой дом? Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.
- Как вы думаете, почему в одном направлении? Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.
- Из чего муравейник строят муравьи? Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.
- Как вы думаете, какой высоты бывают муравейник? Более метра. Муравейники разрушать нельзя! (Слайд №3)
Демонстрация иллюстрации «Муравьи и муравейник».
Задание: на листе бумаги раскрасьте готовый муравейник. (Приложение №2.).
5. Физминутка:
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато, какой хороший
Муравьи возводят дом.
Учитель: - Как происходит в муравейнике разделение труда? (Слайд № 4)
- А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности? В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого семейства муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их, прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.
Муравьи - воины смело защищают муравейник от не прошеных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков.
- У муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы? Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля. Это крошечное насекомое, которое вырабатывает молочко. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную жидкость.
- Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок. Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых. Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-фуражиры. А фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.
Учитель №2. : - Предлагаю вам стать муравьями и отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите, на листьях нашего дерева появились гусеницы. Если вы их не соберёте, от листвы ничего не останется.
Подвижная игра: «Собери гусениц».
Дети 2 муравья, подбегают к дереву, снимают с него по гусенице и кладут в свои корзины. Побеждает тот, кто больше соберет гусениц.
Учитель №1. : - Спасибо вам, защитники леса! Знаете ли вы, что в доме муравьев действует своя система наказаний. Например: если здоровый муравей-фуражир ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем. Его убивают или съедают.
Совершенно по-другому поступают муравьи с тем, кто не может трудиться: стал старым или, например, повредил лапку, его кормят до тех пор, пока он не поправится и сможет сам приносить еду другим.
- Какие враги есть у муравьев? В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом. Некоторые птицы прилетают лечиться к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.
- Почему муравьев называют санитарами леса? Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.
Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Да, недаром муравьи называют санитарами леса.
Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают.
Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.
6. Чтение хакасской сказки «Лягушка и муравей» по мнемокарте. (Приложение № 3)
Учитель№2. : - Почему муравьи называются самыми сильными животными? Кто самый сильный на земле? Думаете тигр, медведь? Нет, не угадали!
- Самый сильный на свете - муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Вот какой силач малютка – муравей!
Вывод: - Мы сегодня много интересного узнали о муравьях, а сейчас мы слепим этого маленького силача.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Как называлась тема нашего урока?
- Скажите, кто же такие насекомые?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем питаются муравьи?
- Какие обязанности выполняют муравьи в своем муравейнике?
- Почему лес здоровый и чистый там, где есть муравейники? (Муравьи спасают лес, уничтожая гусениц и вредных насекомых.)
- Как нужно беречь муравьев? (Нельзя разрушать муравейники.)
- Вот какие вы ребята молодцы! У вас на столах лежат смайлики настроения. Покажите, как вы себя чувствовали, прикасаясь к красоте и тайнам природы