Папки-передвижки

Проект «Знакомство с муравьями» для старших дошкольников

Елена Александровна Коробова
Проект «Знакомство с муравьями» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №154»

Проект

Тема проекта «Знакомство с муравьями»

Тип проекта- познавательно- исследовательский

Рассчитан на старший дошкольный возраст (группа №7)

Сроки реализации проекта с 1 по 12 июля

Руководитель проекта Коробова Е. А.

г. Новосибирск

2024 год

Публикация «Проект „Знакомство с муравьями“ для старших дошкольников» размещена в разделах

Структура оформления проекта

Проект

«Знакомство с муравьями»

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта : 3 недели

Проблема: Однажды во время прогулки дети увидели муравья. Кто- то из ребят выразил интерес, кто-то испугался, а кто- то предложил его растоптать. Я стала рассказывать детям о том, что муравей живой, он бежит к своей маме и топтать его не в коем случае нельзя. В ходе беседы выяснилось, что знания о муравьях у детей очень скудные. Отсюда и возникла мысль о проекте.

Актуальность проекта : для того, чтобы ребенок успешно развивался нужно обеспечить его взаимодействие с окружающим миром. Наблюдения на прогулках, экскурсии, занятия по ознакомлению с окружающим миром помогают педагогу приблизить детей к миру природы. Ведь экологическая культура ребенка формируется тогда, когда она тесно взаимодействует с природой. К сожалению, можно довольно часто видеть, как дети топчут муравьев, отрывают крылья бабочкам, ловят жуков, в общем, уничтожает живые существа. Поэтому главной задачей взрослых является задача научить ребят любить и беречь природу, не давать в обиду ни больших ни маленьких ее обитателей.

Цель проекта : формировать и расширять знания детей о муравьях, о местах их обитания, характерных особенностях. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи между объектами живой природы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, способе передвижения. Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Методы и формы работы:

направленные на воспитанников:

Система НОД (по тематике проекта).

Детское экспериментирование (при изготовлении листовок).

Словесные методы: рассказы, беседы, чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», Л. Н Толстой «О муравьях".

Наглядные методы:

1) Прямые: показ детям наглядных материалов: фото и видеосюжетов.

2) Косвенные методы: музыкальные записи.

Познавательные методы: наблюдения, рассматривание.

Игровые методы: подвижные, дидактические игры.

родителей:

Акция «Не разоряйте муравейники».

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Сформированная база знаний у детей о мире муравьев.

Развитие познавательной активности и любознательности.

Для педагога:

Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в коллективе.

Привитие интереса к исследовательской деятельности.

Создание условий для проявления творчества и воображения.

Ресурсы для реализации проекта :

Информационные: использование возможностей интернета.

Материально- технические: ноутбук, проектор, принтер.

Этапы работы над проектом :

Дата Мероприятие Тема Ответственный Подтверждение

I этап- Предварительный

1.07.

НОД

«Как живут муравьи в лесу.

Коробова Е. А.

Приложение№ 1

II этап- Основной

III этап- Заключительный

Продукты проекта : Рисунок «Где живет муравей.

Фигурка из пластилина «Муравьишка».

Буклет «Не раззоряйте муравейники».

Список используемой литературы:

Интернет ресурсы: https://infourok.ru/prezentaciya-muravi-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-6667503.html, https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/06/02/konspekt-po-lepke-v-starshey-gruppe-muravey

Приложение №1

Конспект ООД «Как живут муравьи в лесу».

(Интеграция ООД «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: познакомить детей с жизнью муравьёв в муравейнике, развить интерес детей к проектной деятельности.

Задачи:

- актуализировать знания детей о характерных особенностях внешнего вида муравья через беседу;

- познакомить с жизнью муравьев в муравейнике и их видов через презентацию «Муравьи»;

- развивать умение высказывать свое мнение при ответах на вопросы, анализе;

- развивать интерес к окружающей природе и эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать бережное отношение к муравьям.

Активизация словаря: обогащать словарь детей именами прилагательными через игру «Муравей, он какой».

Материал: музыкальная запись со звуком птицы и звука леса, картинка с изображением муравья, лесная поляна, презентация.

Предварительная работа:

- отгадывание загадок про насекомых;

- заучивание стихотворений о муравейнике и муравье;

-работа с иллюстративным материалом по теме «Насекомые»;

- чтение литературных произведений: К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха», В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», Л. Толстой «О муравьях»;

-наблюдение за насекомыми в повседневной жизни;

- работа с родителями по созданию проекта о жизни муравья.

Планируемый результат:

- знают о жизни муравьев в муравейнике их виды;

- появилось желание создать проект о жизни других насекомых.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Индивидуальная работа: Каждому ребёнку уделять внимание, создание индивидуального проекта.

Форма организации: подгрупповая.

Методы и приемы организации ООД:

Мотивация: рассказ воспитателя из собственного опыта.

Игровые: подвижная игра.

Здоровьесберегающие: Физкультурная минутка.

Словесные методы: вопросы к детям, рассказывание.

Наглядные методы обучения: домик муравья, изображения на слайдах.

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Продуктивная: проект «Жизнь в муравейнике».

Ход занятия

I часть.

1. Организационный момент:

- Ребята, я вам хочу рассказать удивительную историю, которая произошла со мной вчера. Хотите послушать?

«Я гуляла в лесу и увидела очень удивительной красоты поляну и встретила там удивительных существ. Они были такие красивые: маленькие и коричневые. Их было так много, что я их не успела сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Я залюбовалась и не сдержалась, так рассмеялась, что все они разбежались и попрятались. Я едва успела сфотографировать их и принесла вам фотографию».

-Помогите мне, пожалуйста, узнать, что же это за удивительные существа. (Дети рассматривают фотографию).

- Ну, что ребята, узнали, кто это? (Да, это муравьи).

- А кто такой муравей (Насекомое).

-А чем он питается (Грибами, семенами, мелкими вредными насекомыми, ягодами).

-Посмотрите и подумайте, на какие части делиться тело муравья? (Голова, грудь, брюшко)

- Молодцы, правильно.

-А, что есть на голове у муравья? (Глаза и усики).

-Зачем муравью нужны усики, как вы думаете?

-Усиками муравьи разговаривают, чувствуют запахи и при помощи усиков находят дорогу домой. Если муравью убрать усики, муравей погибнет.

Ребята, Коля подготовил нам сюрприз, стихотворение о муравьях, послушайте.

По травинкам, по листочкам,

По канавкам и по кочкам

Рыжий муравей бежит,

По делам своим спешит.

Он как солнышка кусочек,

Тоже золотистый очень.

Не смотри, что кроха он,

Он могучий словно слон.

Не боится он труда,

Не ленится никогда.

II Основная часть.

-А вам хотелось бы познакомиться с муравьями и с их жизнью поближе?

Приглашаю вас на лесную поляну. (Звук леса)

- Хотите превратиться не на долго в муравьишек? (Да)

- Тогда кружимся и повторяем за мной волшебные слова «Покружились, повертелись в муравьев мы превратились» (звучит музыка).

– Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

-Посмотрите, что же изменилось для нас вокруг (Трава стала высокая, люди огромные и деревья большие).

- А, как вы считаете, почему так всё стало большим? (Потому что муравьи маленькие насекомые и поэтому для них всё такое большое).

-Правильно, ребята.

«Дидактическая игра: «Муравей, он какой?»

-Молодцы, а теперь, нам нужно снова превратиться в детей, произносим волшебные слова: «Покружились, повертелись и в детей мы превратились».

-Я слышала, что муравьев называют санитарами леса. Почему их так называют, как вы думаете? (Дети высказывают свою точку зрения)

-Они защищают деревья от насекомых-вредителей, чистят перья птицам от вредных насекомых.

-Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям. Они очищают птицу от мелких насекомых, смазывая ей перья муравьиной кислотой. А ещё они рыхлят почву. Поэтому растения около муравейников растут очень быстро.

Предлагаю вам сыграть в знакомую игру «Птица и муравьи». (Физминутка)

- Какие вы молодцы, сколько нового вы мне рассказали о муравьях, теперь я знаю, кого я тогда встретила в лесу.

-Ребята, я хотела бы представить презентацию «Жизнь в муравейнике», хотите их послушать.

- Тогда давайте пройдём на стульчики и присядем.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

- Чем мы с вами занимались на лесной полянке?

-Что нового и интересного мы узнали о жизни муравьях?

-Что понравилось на занятии?

Приложение №2

Конспект Нод по лепке «Муравьишка».

Цель: совершенствовать умение детей создавать в лепке образ муравья.

Задачи:

Образовательные:

- вызвать у детей интерес к насекомым (муравьям);

- закрепить представление детей о насекомых;

- узнать, чем полезны муравьи;

- познакомить детей со строением муравья;

- содействовать формированию у детей интереса к лепке;

- помочь овладеть техническими приё мами: скатывать, раскатывать, соединять;

- закреплять навыки и приёмы лепки, знания о свойствах пластилина.

Развивающие:

- развивать внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя;

- развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить из пластилина

- развивать мелкую моторику, память, мышление у детей.

- развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать сопереживание к игровому персонажу, желание помочь ему;

- научить аккуратности в работе с пластилином;

- воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца;

- вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы: И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;

- показ презентаций: «Насекомые», «Кто такие муравьи;

- беседа по картинкам;

- изготовление макета «муравейник».

Материалы и оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка (пластилин коричневого и черного цвета, доска для лепки, стека, веточка, салфетки); демонстрационный материал (насекомые (игрушки, муравей (игрушка, конверт, полянка, муравейник, алгоритм лепки муравья, образец муравья, заранее слепленная воспитателем.

Словарная работа:

Методические приемы: художественное слово, беседа, показ и объяснение, самоанализ своих работ.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.

2. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо, оно адресовано всем нам от Лесовичка. Хотите узнать, что в этом письме?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! В ваш детский сад отправлен сюрприз. А сюрприз вы найдете, если вы выполните задание. Точка выполнения задания от двери. Ребята, встаньте все около двери. Задание мы будем выполнять все вместе. Надо сделать 2 шага прямо, 4 шага налево, 1 шаг налево вы должны найти сюрприз.

Дети считают, следуют по указанию, находят сюрприз.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас сделаем большой круг и тихо сядем на коврик. Представим, что мы с вами на лесной полянке сидим.

Дети и воспитатель садятся на коврик.

3. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что за сюрприз нам отправил Лесовичок?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Открыть сюрприз мы можем, если вы отгадаете загадку:

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней,

Наш трудяга ….

Ответы детей: Муравей.

Воспитатель: Почему всех сильней?

Ответы детей: Потому что муравей тяжести поднимает во много раз больше, чем весит сам.

Воспитатель открывает коробочку, достаёт муравья.

Воспитатель показывает муравья, рассматривают, из каких частей состоит муравей.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим муравья, из каких частей он состоит?

Ответы детей: У него есть голова.

Воспитатель: Какой формы голова?

Ответы детей: Она круглой формы, похожа на шар, слегка вытянута.

Воспитатель: Что еще есть на голове?

Ответы детей: Глаза, как бусинки. Еще есть усики.

Воспитатель: Ребята, а для чего усики?

Ответы детей: Чтобы обнюхивать и ощупывать встречные предметы.

Воспитатель: Еще что есть?

Ответы детей: Еще есть челюсти, для захвата пищи и защиты.

Воспитатель: Ребята, а это что?

Ответы детей: Это туловище.

Воспитатель: На какие отделы разделено туловище?

Ответы детей: Туловище состоит из небольшой груди и брюшка.

Воспитатель: Какой формы грудь у муравья?

Ответы детей: Грудь круглая, похожа на шарик.

Воспитатель: Брюшко какой формы?

Ответы детей: Брюшко овальной формы, похожа на большую каплю.

Воспитатель: Еще, что есть у муравья?

Ответы детей: 6 лап.

Воспитатель: Верно, ребята, лапки оканчиваются когтями.

Воспитатель: К какой группе животных относится муравей?

Ответы детей: Насекомым.

Воспитатель: Каких еще насекомых вы знаете?

Ответы детей: Божья коровка, кузнечик, богомол, жук…

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему их так называют – насекомые?

Ответы детей:

Воспитатель: Так называют потому, что их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. От слова насекать. Отсюда и название- «насекомые».

Воспитатель: Какой основной признак у насекомых?

Ответы детей: У всех насекомых по 6 лапок.

Воспитатель: Ребята, вы не заметили, наш муравей шевелил усиками, он что-то хочет сказать. Давайте я его послушаю.

Воспитатель: Вы знаете, он мне говорит, что с ним случилась беда. В лес пришли ребята, и разорили муравейник. И вся его дружная семья разбежались кто - куда. Он остался совсем один, ищет себе друзей. Ребята, разве можно разорять муравейник?

Ответы детей: Нет, нельзя.

Воспитатель: Почему нельзя?

Ответы детей: Они могут погибнуть, а если муравьи погибнут, то и лес погибнет, и птицы, и остальные животные.

Воспитатель: Как называют муравьев?

Ответы детей: Санитарами леса.

Воспитатель: Почему их так называют?

Ответы детей: Потому что муравьи очищают лес от вредных насекомых, и из кислоты, которую выделяют муравьи, делают разные лекарства.

Воспитатель: Мы можем помочь нашему муравью? Как?

Ответы детей: Предложение детей.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам, помочь нашему муравью найти новых друзей. Муравьи живут большими, дружными семьями.

А у нас есть новый муравейник. Давайте муравья посадим на полянку, у муравейника.

Здесь он подождет друзей. Вы согласны?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А из какого материала мы можем сделать муравья?

Ответы детей: Из пластилина.

Но сначала немножко отдохнем.

Встаньте, ребята.

Физкультминутка:

Дети выполняют действия.

Муравей ходил по ветке, (Руки скрещены; пальцы каждой руки бегут по

А за ним ползут все детки предплечью, а затем по плечу второй руки)

Дождик с неба вдруг полил (Руки опущены, выполняем стряхивающее

движение)

Муравья на землю смыл (Хлопок ладошками по коленкам)

Солнце стало пригревать (Ладони прижаты друг другу, пальцы растопырены,

качаем руками)

Муравей ползет опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Воспитатель: Теперь проходим и тихо садимся за столы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, вот такого друга для муравья мы с вами будем лепить.

Воспитатель: Ребята, какого цвета пластилин мы будем использовать в лепке муравья?

Ответы детей: Коричневый и черный.

Воспитатель: Давайте вспомним последовательность работы: с чего мы работу начнем и с чем закончим.

Воспитатель показывает и вместе с детьми объясняет по схемам алгоритм лепки муравья.

1. Из среднего куска коричневого пластилина скатываем шар и придаем ему слегка вытянутую форму. Это будет голова муравья.

2. Из маленького куска пластилина того же коричневого цвета скатываем шар маленького размера. Это будет грудь.

3. Из самого большого кусочка пластилина скатываем шар большого размера и, вытягивая тремя пальцами, придаем каплевидную форму.

4. Соединяем детали туловища муравья между собой, прилепляем голову к туловищу.

5. Из пластилина черного цвета раскатываем черные жгутики. Сделаем из них 6 лапок.

Еще скатаем 2 коротеньких тоненьких жгутика – это будут 2 усика.

6. Прилепляем лапы к туловищу муравья, а усики к головке.

8. Из пластилина черного цвета пальчиками скатаем 2 маленьких шарика и сделаем глаза.

9. Стекой прорезаем рот, на туловище стекой делаем насечки. И можем маленькую палочку положить на спину.

Воспитатель: Всё запомнили?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к работе с пластилином, давайте вспомним, как надо с ним работать.

Дети рассказывают:

- нужно хорошо разогреть пластилин в ладошке;

- пластилин нельзя брать в рот, жевать и глотать его;

- лепим только на доске;

- нельзя класть пластилин на стол;

- нельзя бросать пластилин на пол.

- нельзя размахивать стекой.

Воспитатель: Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста. Нужно пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне».

Воспитатель показывает, а дети проговаривают и выполняют движения по тексту.

Муравейник на поляне (Ребенок обеими руками делает «шалашик», соединяя

указательные, средние и безымянные пальцы.)

Ночью крепко - крепко спит. (Делает обеими руками «замочек», крепко

сжимая пальцами.)

А как солнце заиграет (Растопыривает и шевелит пальцами обеих рук)

Муравьишки выбегают : (Пальцы бегают по животику)

Лапками перебирают (Пошевелить пальцами)

И головками качают (Сжать в кулачки, пошевелить кулачками)

Муравьишек ровно 5 : 1-2-3-4-5. (Одновременно поочередно сгибают

пальцы на обеих руках в кулачки.)

Очень дружные они. (Сложить ладони вместе. Сложить пальцы в «Замок»)

Ты, дружок, их береги. (Грозят указательным пальцем правой руки, пальцы

левой руки придерживают локоть правой руки.)

4. Практическая часть.

Воспитатель: Ребята, можете приступить к работе.

На доске висит алгоритм лепки, если забыли, можете посмотреть.

Кому нужна будет помощь, поднимите руку, я подойду.

Дети лепят муравья.

5. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Наш первый муравей из пластилина готов и готов отправиться к работе на благо родного муравейника.

Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня познакомились?

Ответы детей: С муравьем.

Воспитатель: Ребята, а какие муравьи? Что вы можете сказать о них?

Ответы детей: Они очень сильные, трудолюбивые, умные, дружные.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось на занятии?

Ответы детей:

Воспитатель: А что для вас было трудным?

Ответы детей:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько друзей у муравья.

Предлагаю вместе рассмотреть, какие у вас муравьи получились.

Ответы детей: У Вари муравей получился веселым, у Димы- озорным, у Тимофея немножко грустным, у Вероники большим, у Матвея - маленьким.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы добрые, отзывчивые дети, очень любите насекомых. Я уверенна, что вы будете беречь насекомых.

Муравей вас благодарит за новых друзей. С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть,

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить.

Нод «Как живут муравьи

Подвижная игра «Муравей и дождик»

Цель игры: продолжение обучения детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Ход игры:

1. Дети- «муравьишки» сидят в домиках (обручи).

2. В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны.

3. По команде: «Дождик начинается!»- муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («намочить») каждого.

4. Те, кого «дождик» задел рукой, выбывают из игры.

5. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

Подвижная игра «Муравьи и муравейник»

Цель игры: развитие внимания, быстроты и ловкости.

Ход игры:

1. Дети делятся на «муравьев» и «муравейник».

2. «Муравейник» : дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг.

3. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу.

4. По сигналу «вечереет» дети- «муравейник» медленно опускают руки, дети- «муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети- «муравейник» опустят руки вниз.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Знакомство старших дошкольников со скрапбукингом. Мастер-класс «Открытка маме»Знакомство старших дошкольников со скрапбукингом. Мастер-класс «Открытка маме» Мастер класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Такую открытку с удовольствием смастерили на 8 марта мои ребята из.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Проект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для старших дошкольниковПроект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для старших дошкольников В сентябре Администрация г/о Саранск, Департамент по социальной политике управление образования в целях обеспечения безопасности детей на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с муравьями» для старших дошкольников
Опубликовано: 12 октября 2024 в 06:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Знакомство с муравьями» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Коробова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД