Ксения Монина
Презентация к педсовету «Не для школы, для жизни учимся»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы
«Не для школы, для жизни учимся»
«Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…приобрести навык,
который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам»
Михаил Афанасьевич Булгаков
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.
Публикация «Презентация к педсовету „Не для школы, для жизни учимся“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Нам необходимо создать условия для проявления и развития различных способностей, специальную систему поддержки учеников, расширять систему олимпиад, конкурсов, соревнований и т. д.
Что такое внеурочная деятельность?
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основная цель внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, тат как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
-выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности;
- создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширять рамки общения в социуме;
-расширение общекультурного кругозора;
-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
-включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
-формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
- учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
-дополнительные образовательные программы школы (внутришкольная система дополнительного образования);
-организацию работы ГПД;
-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;
-классное руководство (экскурсии, диспуты, соревнования и т. д.)
- деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями;
- инновационную деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ.
Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов моделей внеурочной деятельности:
- модель дополнительного образования;
- модель школы «полного дня» (работа ГПД)
- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов учреждения);
- инновационно-образовательная модель
Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам учащийся и его родители.
Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.
В организации и проведении внеклассной работы различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.
Массовые: эпизодические и периодические массовые мероприятия (вечера, олимпиады, викторины, конференции и т. д.)
Групповые формы внеклассной работы: кружки, спецкурсы.
Индивидуальные формы работы: подготовка докладов, лекций, работу над ролью ведущего, заучивание стихов, отрывков, песен и т. д.
В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Наша задача создать пространство детства в школе, возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т. п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования и внеклассной работы появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений.
Внеурочная деятельность в нашей школе. Благодаря системе дополнительного образования количество учащихся нашей школы, занятых внеурочной деятельностью, ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ занятости обучающихся во внеурочное время свидетельствует о положительной динамике массового участия школьников в социально значимой деятельности и о том, что данная система реализует потребности учащихся и предлагает востребованные кружки.
Содержание внеурочной и внеучебной деятельности нашего учреждения складывалось из пожеланий родителей и детей (выявление запросов родителей и интересов детей).Для этого в начале учебного года были проведены родительские собрания, на которых проведено знакомство с примерным учебным планом школы, где включена внеурочная деятельность учащихся.
В школе составлено расписание внеурочной деятельности обучающихся 1-11 классов. Режим проведения внеурочной деятельности: понедельник – суббота с 14-05 по15-45 часов.
Внеурочная и внеучебная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, игры, соревнования, конкурсы, кружки, проектные и поисковые исследования и т. д.
Реализация направлений внеурочной деятельности групповой формы организации следующая:
№
п/п Направления Название кружка
(секции) Класс
1 Художественнно-
эстетическое «Белошвейка» 5-7 класс
«Умелые ручки» 5-8 класс
«Колокольчик» хоровая студия 1-4 класс
2 Спортивно-оздоровительное «Мини-футбол» 5-7 классы
«Мини-футбол» 11 класс
«Баскетбол» 8-11 класс
«Игры народов мира» 1 класс
«Игры народов мира» 2 класс
«Спортивные игры» 3 класс
«Спортивные игры» 4 класс
3 Общеинтеллектуальное «Все узнаю, все смогу» 1 класс
«Все узнаю, все смогу» 2 класс
«Все узнаю, все смогу» 3 класс
«Все узнаю, все смогу» 4 класс
«Книга – лучший друг» 1 класс
«Книга – лучший друг» 2 класс
«Умники и умницы» 3 класс
«Умники и умницы» 4 класс
«Хочу все знать» 1 класс
«Хочу все знать» 2 класс
«Хочу все знать» 3 класс
«Хочу все знать» 4 класс
«Юный экскурсовод» 5-7 класс
«Музей истории поселка» 5-7 класс
«Музей истории поселка» 8-9 класс
4 Духовно-нравственное «Светский этикет» 6-7 класс
«Светская этика» 5 класс
5 Экологическое «Эколог» 11 класс
Анализ занятости обучающихся внеурочной деятельностью.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 11
100 % 100 % 100 % 100 % 100% 100% 100% 100% 100% 100 %
Каждым учителем, ведется журнал внеурочной деятельности по своему направлению, где своевременно записываются все занятия согласно календарно-тематическому планированию, фиксируется учет посещаемости учащихся.
Спортивно-оздоровительное направление во всех классах реализуется в количестве 1-2 часа, с целью удовлетворения двигательной потребности учащихся, укрепления здоровья, развития двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей.
Для воспитания в детях любви к родному краю, уважения к старшим, чувства справедливости, добра реализуются программы духовно-нравтственного направления. Данное направление имеет большое воспитательное значение, играет большую роль в формировании личностных УУД.
Программы общеинтелектуального направления необходимы для выявления и развития одаренности детей, развития у детей мыслительных умений и навыков, воображения, творческого мышления, умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Программы «Все узнаю, все смогу», «Умники и умницы», «Юный экскурсовод», «Хочу все знать», «Музей истории поселка" развивают мотивацию учащихся к обучению образовательных предметов. С помощью, казалось бы, несложных заданий учителя работают над формированием умений работать с печатными изданиями, находить в них необходимую информацию, т. е. работать с текстом, работают над развитием логического мышления школьников.
Программы художественно-эстетического направления имеют цель раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. На занятиях Матвеева Н. А. и Гасюк Г. И. приучают детей любить и понимать прекрасное. Результаты данного направления были представлены на всеобщее обозрение родителям и учащимся школы на общешкольных праздниках, тематических выставках рисунков, что ни раз получали положительную оценку и отзывы.
Программа экологической направленности закладывает основы экологической культуры личности, проявляющей интерес к сохранению природы родного края, ценности и уникальности природных памятников.
Постоянная смена видов деятельности на занятиях внеурочной деятельности не позволяет детям скучать и уставать от однообразных заданий, дети активно, с интересом работают, что способствует сбережению здоровья учащихся. 100% программ внеурочной и внеучебной деятельности реализуется силами учителей школы.
Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио, поэтому возросла мотивация обучающихся в достижении индивидуальных результатов через активное участие во внеурочной деятельности. Итогом внеурочной деятельности являются выставки творческих работ, подарки ветеранам, родителям, волонтерская помощь, итоговые концерты и смотры.
Ученики, получая навыки художественного творчества, являются участниками школьных и муниципальных тематических выставок работ.
Можно сделать выводы, что
• занятость учащихся во внеурочной деятельности – 100 %;
• расписание занятий соответствует требования;
• внеурочная деятельность охватывает все пять направлений;
• доминирующими направлениями выступают – духовно-нравственное, музыкально-эстетическое и общеинтелектуальное;
• занятия проходят в живой интересной для детей форме;
Таким образом, роль внеурочной деятельности в социализации личности школьника имеет огромное значение. Способствует духовно-нравственному развитию, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность.
Ожидаемые результаты постоянного планомерного использования возможностей внеурочной деятельности:
-рост общей активности школьников при проведении школьных дел;
-повышение познавательного интереса у учащихся;
-повышение качества образования школьников;
-повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах,
соревнованиях;
- повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей);
-осознанный выбор профессии
-развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем должны руководствоваться мы для выполнения этих задач и достижения этих результатов?
Заповеди:
1. Главное есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
3. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
4. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
5. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
6. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования, дополнительного образования и внеурочной внеклассной деятельности.
По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».
Решение педсовета :
1. Расширить спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности с
учётом интересов учащихся.
2. Как результат организации внеурочной деятельности запланировать проведение
конкурсов, викторин, фестивалей, где ученики показывали бы приобретённые
знания и умения.
3. Расширить использование во внеурочной работе разнообразных педагогических
технологий.
4. Пропагандировать и популяризировать успехи учащихся через ученическое
портфолио.
5. Обеспечить обмен и открытость информации о результатах внеурочной
деятельности через школьный сайт.