Ирина Валерьевна Быкова
Конспект занятия «Александр II» по программе «Они тоже были маленькие»
▼ Скачать +Заказ
«Александр II»
Цель: способствовать формированию интереса к истории своей страны; воспитывать активную гражданскую позицию.
Задачи:
1. Познакомить с Императором Александром II.
2. Дать представление о том, какими были правители во времена Александра II.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.
4. Вызвать эмоциональный отклик у детей.
Публикация «Конспект занятия „Александр II“ по программе „Они тоже были маленькие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
5. Воспитывать патриотические чувства, желание быть похожим на защитников России.
Наглядный материал: картина с изображением Александра II, презентация.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Ребята, мне сегодня утром на вахте отдали очень интересный конверт, я не стала его одна открывать, но очень хотелось, решила открыть его вместе с вами. Открываем? Как вы думаете, что там может быть? (Ответы детей). Ребята, это чей-то портрет, но чей он? Как вы думаете кто это?
Рассматривание картины «Александр II» :
• Кто изображён на картине? (воин, защитник, правитель)
• О чём он думает? Как вы догадались? (по выражению лица)
• Что хотел нам сказать художник своей картиной?
- Ребята, это Император Александр II. Вы хотите больше узнать об этом человеке?
2. Основная часть
Слайд 2 Александр Романов родился в семье будущего русского императора Николая 1 и его супруги Александры Федоровны. Обучался Александр на дому, под личным присмотром своего отца. Николай 1 уделял большое внимание, воспитанию сына понимая, что в будущем тому предстоит управлять огромным государством.
Его учителем был русский поэт Василий Жуковский. Слайд 3
Он внушал своему ученику, что самое высокое звание на земле — звание Человек, а государь должен жить для блага своего народа.
Слайд 4 Александр II в юности объехал многие города России, а также многие страны Западной Европы. В путешествиях он узнавал о России намного больше, чем из книг.
Слайд 5 Став царём, Александр II изменил всю жизнь России, а начались изменения с отмены крепостного права, которая произошла в 1861 году. Слайд 6
Физминутка
(дети встают возле своих мест)
За дровами мы идём
И пилу с собой несём (ходьба на месте)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно (имитируют распиливание бревна)
Чтобы печку протопить
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку
Их разрубим на дощечки (дети делают движения, словно «колят» дрова)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём (наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда
(дети садятся на места)
К сожалению, большинство крестьян оставались бедными. После освобождения зажили хорошо только богатые крестьяне, которые владели какой-то частью земли. Ведь бывшие хозяева крестьян, дворяне-помещики, значительную часть земли забирали себе. Оставшуюся часть раздали освобожденным крестьянам. Этого не хватало, чтобы вырастить на таком маленьком куске земли что-то и прокормить всю свою семью.
В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых домах, а большинство крестьян, как и раньше, — в тёмных избах. Слайд 7
Но так как крестьяне стали свободными, они могли теперь уходить на работу в город, где появились много фабрик и заводов. Они становились рабочими. Хозяева фабрик и заводов назывались капиталистами. Капиталисты платили маленький заработок рабочим, но для многих это было лучше, чем нищета в деревне.
Были и другие реформы, то есть изменения. Главные из них — судебная и военная. Слайд 8
Раньше крестьян судили помещики. Теперь создавались новые суды. Кроме судей в них заседали и простые честные люди - присяжные. Они решали голосованием: виновен или нет.
По военной реформе создавалась новая армия. Слайд 9 Солдаты служили уже не 25 лет, как раньше, а всего 6. Юношей призывали в армию с 21 года. Русскую армию вооружали новыми ружьями и пушками. Большая часть крестьян ещё оставалась неграмотной, а солдат стали учить читать и писать.
При Александре II было построено много железных дорог, которые связывали многие крупные города. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны.
Как бы не казалось, что жизнь в России стала лучше, были люди — революционеры.
-Ребята, как вы думаете, кто такие революционеры? (люди, желающие свергнуть правительство)
- Это люди, которые считали, что Россию можно сделать лучше не реформами, а устранением неугодных правителей.
Революционеры создавали тайные кружки, в которых готовили покушение на жизнь царя. Александра II пытались убить несколько раз. 1 марта 1881 года в Петербурге революционеры бросили бомбу в царскую карету.
Слайд 10
Невредимый царь вышел из кареты, чтобы помочь случайно раненому мальчику. В это время в него метнули вторую бомбу… Царь-освободитель погиб.
3. Продуктивная творческая деятельность: Давайте сядем за столы и попробуем нарисовать Императора Александра II.
Подведение итогов: Какого защитника вы нарисовали? ( ответы детей: смелого, сильного, доброго и т. д.)