Лилия Максимова
Опыт работы по развитию творческих способностей детей средствами инсценировки русской народной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию творческих способностей детей средствами инсценировки русской народной сказки
Актуальность:
Развитие творческих способностей является одной из важных составляющих становления личности ребенка. В век прогрессивных технологий часто в семьях уделяется меньше времени развитию творческого потенциала детей. Чтение сказок, порой даже игры с созданием различных историй заменяются просмотром мультфильмов или игр на телефоне. Поэтому очень важно уделять большое значение развитию творчества в условиях реализации образовательного процесс. Сказка играет важную роль в жизни ребенка с самого рождения. Она поучительна и является мудрым воспитателем ребенка. Сказка впервые знакомит ребёнка с искусством, его моральными убеждениями, культурой, красотой и богатством речи.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у большинства детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, а также слабо развита фантазия. Творческий потенциал не раскрывается. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Поэтому я решила продолжать работу по развитию творческих способностей детей средствами инсценировки русской народной сказки
Условия реализации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- формирование общей культуры личности детей
- организация видов деятельности, способствующих развитию речи, общения, воображения и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития детей
Обогащение предметно - развивающей среды: подбор сказок для книжного уголка, изготовление театров, альбомов, настольных игр, разнообразных ширм.
Цель развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через драматизацию русской народной сказки.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей средствами инсценировки русской народной сказки
Предмет исследования: русская народная сказка как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
• Развивать интерес и любовь к художественной литературе.
• Закрепить знания русской народной сказки.
• Воспитывать интерес к актерскому мастерству.
• Учить передавать в диалогах настроение героев сказки через интонацию, паузы.
• Поощрять исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.)
• Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
• Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.
• Учить детей различать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации.
• Предоставлять детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.
Этапы реализации:
1 этап Подготовительный:
-Постановка цели и задач.
-Составление плана деятельности.
-Подбор материала по данной теме.
- Обогащение предметно-пространственной среды
2 этап Основной (реализация плана):
- театрализованная деятельность по мотивам русских народных сказок.
- просмотр театрализованных представлений
-создание картотеки русских народных сказок;
-драматизация сказок;
-использование сказок в образовательной деятельности;
-постановка кукольных спектаклей;
-инсценирование сказок;
-использование сказочных персонажей в развлечениях и утренника
Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками использовалась непосредственно образовательная деятельность, во время которой дошкольники знакомились со сказками, познакомились с жанром сказки и его особенностями, обсуждали характер героев, их поступки. Чтение русских народных сказок передает неисчерпаемое богатство русского языка. Я обращала внимание дошкольников не только на содержание сказки, но и на художественную форму, проводился анализ произведения, при котором дети учились чувствовать образность сказок.
В непосредственной образовательной деятельности по музыке осуществлялось развитие телодвижений и творческого самовыражения с использованием героев русских народных сказок, например «медведь» «лиса» «заяц» и других персонажей, дети учились игре на музыкальных инструментах, использованию их в игровой деятельности, озвучивали различных сказочных героев. С использованием инсценирования русских народных сказок проводились музыкальные развлечения, праздники, в которых участвовали герои сказок: «Масленица», «8 марта», «Новый год» и др.
Через театрализованные игры развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Во время музыкальных занятий дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение.
Так же, помимо инсценирования, дети с больших удовольствием участвуют в постановках кукольных спектаклей, которые так же относятся к непосредственной театрализованной деятельности, где дети уже с использованием декораций кукольного театра исполняют роли сказочных персонажей. В нашем детском саду ведется активная работа по взаимодействию с родителями. В год семьи особенно важно уделить внимание семейным ценностям. Активное взаимодействие с родителями способствует большему развитию творческих способностей детей, я совместно с воспитателями и родителями провела по развитию творческих способностей с использованием русской народной сказки «Теремок».
Так же родители принимают активное участие в создании образов, декораций и непосредственно в самих постановках сказок.
В результате проделанной работы, дети познакомились с видом устного народного творчества - сказки, как наследием русской культуры. Появился интерес к слушанию сказок в детском саду и дома. Дети узнают и называют героев и наименование сказки. В процессе театрализованной деятельности могут самостоятельно рассказать сказку, объединиться с товарищами и показать представление другим ребятам. Расширился словарный запас детей, умение вести простой диалог от имени героя. В беседе ребята дают оценку поступкам героев, различают основные эмоции – радость, удивление, печаль, злость.