Татьяна Сосунова
Из опыта работы «Роль семьи в речевом развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
[i]Слайд 2.[/i] Семья, как нам известно - это образец для подражания.
Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.
Влияние характера взаимоотношений в семье на психологию развития ребенка, и развития его речевых навыков - огромно.
Публикация «Из опыта работы „Роль семьи в речевом развитии ребенка“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основная задача – помочь ребенку научиться общаться, сформировать у него желание, знания и умения делать это.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.
Любая педагогика без семьи – невозможна.
Слайд 3. ФГОС ДО определяет один из принципов ДО: «…сотрудничество Организаций с семьёй». А среди многих задач Стандарта выделяется задача «…обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…»
В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей.
Руководствуясь принципом «Родитель – не сторонний наблюдатель, а активный полноправный член команды ДОУ», мы строим общение с родителями на правах сотрудничества и взаимодействия, так как у нас общая задача – воспитание полноценной личности ребёнка.
Слайд 4.
Исследования показывают, что в речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
• не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
• дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все свойства предметов, замечать детали.
• дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения у многих вызывает затруднения.
Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично.
Слайд 5. Факторы успешного речевого развития:
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
2. Общение и игра ребёнка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детям художественной литературы.
6. Совместное пение с ребёнком.
7. Дыхательные упражнения.
Слайд 6. Существует проблема, которая препятствует полноценному развитию ребёнка, в том числе и речевому: чрезмерное увлечение родителей гаджетами.
Мама дома? Мамы нет.
Мама вышла. В интернет.
Мама ищет в интернете,
Как дела на белом свете.
Кофе пьет, глазами водит -
Что там в мире происходит?
Мама, я тебе скажу!
В мире я происхожу! (из социального ролика проекта «Жить»)
Из-за неучастия родителей в жизни своего ребёнка, банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель, возникает определённая проблема в отношениях ребёнка и его семьи. Помочь родителям стать активным участником воспитания и развития собственного ребёнка можно через использование разнообразных форм работы.
Слайд 7. Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные:
- общие родительские собрания (в очной форме и онлайн);
- консультации (индивидуальные, групповые и в мессенджерах);
- беседы (индивидуальные и групповые);
- открытые показы мероприятий, праздников;
- создание видеороликов, фотоотчетов;
- папки – передвижки, памятки, буклеты;
- подбор методической и художественной литературы в помощь родителям.
- проектная деятельность;
- обогащение РППС своими руками.
Слайд 8. Речь родителей – пример для детей. Поэтому в своих консультациях, памятках мы даём следующие рекомендации.
Родителям необходимо:
- употреблять в разговоре с ребенком синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов.
- играть в речевые игры, которые могут проводиться на любом наглядном материале: «Скажи наоборот», «Подумай и объясни», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю» и т. д.
- употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания.
- не уходить от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называть их правильно, рассматривать их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учить сравнивать с другими предметами.
Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность. (чтение художественной литературы, игры – драматизации, сюжетные игры и др.)
Слайд 9. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье мы используем пособие «Детский календарь» Т. Н. Дороновой, как дополнение к Программе «Миры детства – конструирование возможностей». Дидактический материал Детского календаря связан с образовательной деятельностью в детском саду. И соответствует требованиям ФГОС.
Для речевого развития детей используются: книжки – малышки, с художественными произведениями, иллюстрациями; сюжетные картинки, репродукции картин и др.
Наблюдаемый эффект (демонстрация работ детей: коллективных и индивидуальных, посещение мероприятий) побуждает родителей продолжать занятия в домашних условиях.
Слайд 10. Мы провели беседу - опрос родителей о традициях в семье: чтение на ночь, совместные игры, беседы с детьми о проведённом дне в детском саду, посещение детской библиотеки.
Родители ссылаются на загруженность и усталость на работе, нет времени, некоторые используют электронные книги и аудиозаписи произведений, заменяют чтение для детей их бесконтрольным просмотром мультфильмов.
Для привлечения к чтению художественной литературы мы создали:
• Мобильную библиотеку «Книжкин дом».
Названия разделов для детей: «В гостях у сказки», «Ребятам о зверятах», «Книжки – малышки», «Про всё на свете»
Для родителей: «Полочка умных книг», «Картотека дидактических игр», в том числе с Лего - конструктором для сенсорного и речевого развития.
• Видеотека, позволяет познакомить детей с мультфильмами по художественным произведениям советских писателей;
Короткометражные фильмы, видеосюжеты, презентации о животных, растениях, людях, живущих в ХМАО – Югре, позволяют дополнить и сделать интереснее вариативную часть программы «Мой дом – Север».
Все эти материалы можно брать домой по желанию, предварительно записав в журнале. Родителям было предложено включиться в пополнение данных материалов.
Слайд 11. Создание совместных проектов воспитателей, детей и родителей позволяет сделать процесс развития речи более интересным и насыщенным.
На слайде представлены мини-проекты «Игрушки», «День защитника отечества»: фриз и стенгазета.
Слайд 12. С целью стимулирования познавательной и речевой активности детей, ежедневной работы родителей с детьми по материалам Детского календаря мы ввели новую форму работы – создание Лэпбуков (lapbook).
Лэпбук - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.
При этом готовый Лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно или при помощи взрослого. Это результат работы над определённым проектом. Идею создания Лэпбука, мы нашли в блоге «Это интересно!» Татьяны Пирoженко www.tavika.ru.
Слайд 13. Таким образом, фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому развитие речи в этом возрасте должно являться предметом особой заботы со стороны взрослых.