Татьяна Краснянская
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Доклад «Использование информационно - коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе»
Подготовила: воспитатель Краснянская Т. Е.
2 слайд
Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном и воспитательном процессе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Цель ИКТ в дошкольном образовании :
Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании :
• обеспечение качества воспитательно - образовательного процесса;
• обеспечение взаимодействия с семьёй;
• обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
• повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
• облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет - ресурсов, медиатеки, радио и телевидения, аудиосистем);
• облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
• обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта, Watsapp);
• возможность самореализации;
• возможность самообразования.
3 слайд
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
4слайд
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе :
Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
Помогает формировать информационную культуру у детей;
Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
5слайд
Средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, электронные доски, телефон.
Использование ИКТ в образовательном процессе
6 слайд
ИКТ в работе с детьми:
- фотографии,
- видеоролики,
- видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов,
- презентации,
- детские развивающие компьютерные игры
7 слайд
ИКТ в работе с родителями:
- возможность продемонстрировать любые документы,
фотоматериалы, видео и фотопрезентации;
- оперативно получить информацию;
- использовать ИКТ на родительских собраниях;
- оптимально сочетать индивидуальную работу с групповой.
8 слайд
ИКТ в работе ДОУ:
- позволяет публично представить педагогический опыт
- участвовать в мастер-классах, семинарах, тренингах, круглых столах
- накапливать фото и видеоматериала о жизни сада, групп, открытых занятиях
- использование презентаций
Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
9 слайд
Как я использую ИКТ в своей работе :
1. Создаю графические и текстовые документы (самостоятельно оформляю групповую документацию, диагностику и т. д, пользуюсь программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint
10 слайд
2. Активно использую информационные технологии в образовательном процессе. Знакомлюсь с информационными сайтами для педагогов и владею навыками поиска информации в Интернете. Это группа сайтов, непосредственно посвященные работе воспитателя и содержат много полезной информации : сайт «Дошкольник», «МААМ», «ns-portal» и др. Они содержат большое количество презентаций для педагогов ДОУ по различным направлениям, конспекты НОД, сценарии праздников, потешки, стихи, рассказы, сказки для детей, пальчиковые игры, раскраски, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и многое другое.
Сайты помогают мне в организации образовательного процесса, повышают компетентность, делают жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся.
11 слайд
3. Владею различными программами для создания мультимедийных презентаций.
Презентация – это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие, помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада. С помощью презентаций мы с детьми познакомились с историей образования дымковской и городецкой росписи, историей города Константиновска, с казачьим бытом.
Презентация к 9 мая «История моей семьи в ВОВ» – участие в сетевой акции (семья Ивановых)
«История стекла» – познавательное занятие по ФЦКМ.
«Как были созданы дымковские игрушки» - познавательное занятие по ФЦКМ, рисованию.
12 слайд
4. В условиях самоизоляции семья Ивановых приняла участие с презентацией в сетевой акции «История моей семьи в ВОВ» и получили грамоту
13 слайд
5. Вместе с детьми принимаю участие во Всероссийских конкурсах через сеть Интернет.
14 слайд
Участвовала в челленджах «Спорт и ГТО на удалёнке», «Лучший слоган ГТО»,, прошла обучение по программе «Основы здорового питания для дошкольников», «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», приняла участие во Всероссийской конференции «Воспитатели России» : «Здоровые дети - здоровое будущее»
15 слайд
6. Аудиосистема для прослушивания музыки используется не только на музыкальных занятиях, но и на познавательных (ФЦКМ, физкультура, во время самостоятельной игровой деятельности, на зарядке.
16 слайд
7. Работа с родителями ведётся посредством группы Watsap :
размещается информация о профилактике терроризма, противопожарных действиях, по правилам дорожного движения, по профилактике гриппа и коронавирусной инфекции;
на сайте Роспотребнадзора обучение прошли 10 родителей по санитарно-просветительской программе
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
здесь же даются ответы на интересующие вопросы, касающиеся жизни и здоровья ребёнка.
17 слайд
Родители делятся фото, как в семье ведётся работа с детьми по сохранению семейных традиций, по предупреждению ДТП, по пожарной безопасности, по здоровому образу жизни (питание и спорт).
18 слайд
Вывод :
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ является обогащающим и преобразующим фактором.
Компьютерное оборудование может быть использовано в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических норм и рекомендаций.
Компьютерные игровые и обучающие технологии применяются в соответствии с психофизическими возможностями ребенка – дошкольника. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео- записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.