Алена Гришнякова
Проект «Литературный сундучок» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Российская Федерация Свердловской области
Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 компенсирующего вида»
(Детский сад № 33)
Проект
«Литературный сундучок»
Вид проекта: информационно – познавательный, игровой
По количеству участников: групповой
Возраст детей: от 4 до 6 лет
Продолжительность проекта: долгосрочный
Автор проекта:
Гришнякова А. С.
Воспитатель высш. кат.
2022 г
«Нравственность» включает в себя
представления о морали, идеале, гуманизме.
Мораль - регулятор поведения в обществе.
Идеал - тот образ человека, который создавался веками.
Гуманизм – человечность, человеколюбие.
Патриотизм (от латинского слова - это «Родина, Отечество») - любовь к Родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами.
«Правильное воспитание - это наша счастливая старость» - говорил А. С. Макаренко.
Направление деятельности проекта: нравственное воспитание через художественную литературу
Сроки реализации: 2года
Количество и периодичность СОД: 1 раз в две недели
Возрастная категория: дети 4 - 6лет
Продолжительность СОД: 20 минут
Актуальность
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Проект «Литературный сундучок» будет полезен воспитателям, родителям. Проект направлен на нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через чтение. Дети знакомятся с лучшими произведениями для детей, и на этой основе, решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев. Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Помогает воспитать настоящего достойного человека — гражданина Российской Федерации.
Цель: Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
Образовательные:
• Формирование познавательного интереса к художественной литературе.
• Формирование нравственно - патриотического чувства к прошлому, настоящему и будущему, родного края, чувства гордости за свою Родину.
Воспитательные:
• воспитание эмоциональной отзывчивости, сострадания, уважения к взрослым и старшим людям;
• воспитание у ребенка любови и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
• формирование бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края - и природе в целом;
• воспитание здорового образа жизни.
Развивающие:
• развивать у детей нравственно – патриотические качества;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Планируемый результат:
• У детей сформирован познавательный интерес к художественной литературе, готовность воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;
• Развит интерес к русским традициям и промыслам;
• Сформировано бережное отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края - и природе в целом;
• У детей есть чувство привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Методы работы:
• Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
• Практический метод;
• Наглядный метод;
Принципы:
• системность;
• непрерывность;
• доступность;
• преемственность.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный:
• Обсуждение темы проекта.
• Постановка проблемы
• Совместно с детьми мы сформулировали проблему: «Для чего нам нужны книжки».
• Подбор материалов для реализации проекта.
• Подбор детских произведений.
• Изготовление дидактических игр и наглядного материала.
• Работа с методическим материалом, литературой по заданной теме.
2 этап - практическая деятельность:
• Планирование деятельности.
• Реализация проекта.
3 этап – итоговый.
• Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой».
• Подведение итогов через проведение досуговой деятельности «Путешествие в мир сказок».
• Анализ проведенной работы.
Формы и методы работы с родителями:
• Консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»
• Выпуск папки-передвижки: «Какие проблемы решают сказки»
• Памятка с рекомендациями по организации домашнего чтения.
• Акция «Подари книгу группе» - оформление книжного центра
• Родительское собрание: «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка»
• Индивидуальные беседы и консультации по теме проекта.
Перспективное планирование
Номер занятия и дата проведения Тема занятия Содержание
сентябрь Русская народная сказка «Репка», «Колобок»
Показ сказки на фланелеграфе «Колобок» помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;
Рисование по сказке Колобок научить детей поэтапно создавать рисунок, дополненный необходимыми деталями.
Заучивание сказки «Репка» Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.
Заучивание сказки «Репка»
Распределение ролей по сказке «Репка» Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.
Инсценировка сказки «Репка» Помочь осмыслению сказки. Учить детей говорить по ролям. Воспитывать смелость, память, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности.
октябрь Русская народная сказка «Теремок»
Показ настольного театра воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему.
ИГРА- инсценировка
«Весёлый теремок». развивать коммуникативные способности детей с учетом личностного и творческого потенциала ребенка; формировать у детей интерес к театрализованной деятельности.
Словесно – дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет? Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.
Театрализованная хороводная игра по сказке «Теремок» Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест.
ноябрь Русская народная сказка «Маша и Медведь», «Три медведя»
Показ пальчикового театра «Маша и медведь» Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки.
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» знакомство детей с русской народной сказкой “Маша и медведь”.
Показ настольного театра «Три медведя» познакомить со сказкой «Три медведя»; воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу;
Физкультурное развлечение «Поиграй с Медведем» Популяризация здорового образа жизни. Вызвать у. детей эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх
декабрь Русская народная сказка «Снегурочка», «Снегурочка и лиса»
Чтение сказки «Снегурочка и лиса» познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка и лиса»
Распределение ролей по сказки «Снегурочка и лиса» Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.
Разыгрывание по ролям сказку «Снегурочка и лиса» Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку
чтение русской народной сказки
«Снегурочка» Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка»
Рассказывание русский народной сказки по мнемотаблице «Снегурочка» Развивать речь детей через рассказывание сказки по мнемотаблице к сказке «Снегурочка»
январь Русская народная сказка «Волк и козлята»
чтение русской народной сказки «Волк и козлята» Знакомство с русской народной сказкой «Волк и козлята»
Рассказывание русской народной сказки по мнемотаблице «Волк и козлята» Развивать связную речь детей через рассказывание сказки по мнемотаблице к сказке «волк и козлята»
Театрализованная по сказке «Волк и козлята» Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест.
февраль Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Чтение сказки «Заюшкина избушка» познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»
Подвижная игра «Лиса и зайки» Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.
Аппликация «Избушка для лисы» Развитие продуктивной деятельности и воплощение коллективного замысла в аппликации.
март Русская народная сказка «Лиса и заяц»
Показ сказки на фланелеграфе «Лиса и заяц» Познакомить детей с новой сказкой. Учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию,
Драматизация сказки «Лиса и заяц» Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест.
Подвижная игра «Лиса и зайцы» Развитие слуховое восприятие, поднятие слухового фона детей
Викторина по сказке «Лиса и заяц» Развивать воображение, фантазию детей, побуждать их самих к сочинительству через путешествие в мир сказки.
Поддерживать интерес к книгам и литературным произведениям.
апрель Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Чтение народной сказки «Кот, петух и лиса» познакомить детей с новой русской народной сказкой «Кот, петух и лиса». Продолжать учить следить за развитие действий, сопереживать героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Игра импровизация по русской народной сказке «Кот, петух и лиса» Развивать речь у детей.
Беседа с детьми «Всем нужна доброта»
воспитывать в детях общечеловеческие ценности (доброту и отзывчивость) формировать осуждающее отношение к таким недостаткам, как равнодушие, душевная черствость, жестокость.
развлечения по сказке “Кот, петух и лиса” Расширять словарный запас детей с помощью прилагательных и глаголов, применяемых при описании внешнего вида, характера и действий персонажа – петушка. Укреплять память при запоминании песенок, прибауток, учить интонационно – выразительно воспроизводить их в процессе инсценировки. Развивать у детей понимание, какое поведение может привести к беде.
май Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»» Познакомить детей со сказкой "Гуси- лебеди", вызвать желание у детей послушать сказку еще раз.
Путешествие по сказке «Гуси – лебеди» Через игровые, проблемные ситуации воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания.
Игра «два гуся» развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представления о таком домашнем животном как гусь
Сказочная игра – КВН «Угадай сказку!» Расширить, углубить и проверить знания детей по знакомым сказкам. Развивать познавательную активность. Прививать интерес к сказкам, рассказам и русскому фольклору.
Библиотека книг в группе для развития нравственных качеств
Качества Сказки Рассказы
Человеколюбие «Маша и медведь» Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»
Трудолюбие Сказка «Колосок»,
Сказка «Три поросенка» К. Ушинский «Всякой вещи свое место»; Я. Тайца «Карандаш»;
Ю. Тувим «Овощи»;
Н. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»;
А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»;
Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»; С. Михалков «Овощи»;
К. Чуковский «Федорино горе»,
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
А. Карандашова «Большая стирка»,
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
А. Фомин «Подружки»,
С. Могилевская «Поваренок Люли»,
Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает»,
С. Михалков «Дело было вечером»,
Б. Житков «Что я видел?»
Бескорыстие Сказка «Жихарка» Г. Зайцев «Уроки Айболита»,
К. Чуковский «Телефон»,
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»,
М. Пришвин «Лесные хоромы»,
З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»,
Л. Квитко «Бабушкины руки»,
Е. Благинина «Вот какая мама»,
М. Карим «Эту песню мама пела»
Порядочность Сказка «Лисичка со скалочкой» Г. Ладонщиков «Не скучаю»,
К. Чуковский «Айболит»
Г. Зайцев «Уроки Айболита»,
В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,
А. Барто «Есть такие мальчишки»,
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»,
В. Осеева «Хорошее», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
С. Маршак «Кошкин дом»
Терпимость Сказка «Три поросенка» Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал», Сладков «Карась»,
К. Чуковский «Мойдодыр»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», Маяковский «Кем быть»,
С. Маршак «Усатый – полосатый»
Тактичность «Два жадных медвежонка»,
Н. Некрасов «Мороз – воевода»,
А. Одоевский «Мороз Иванович» К. Чуковский «Телефон»,
А. Барто «Девочка чумазая»,
А. Аким «Кто кому кто?»
Г. Бойко «Март»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
Культурное развитие и соблюдение правил морали Ш. Перро «Красная Шапочка»;
«Лисичка – сестричка и серый волк»,
«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,
С. Козлов «Зимняя сказка» Н. Забила «Ясочкин садик»;
В. Осеева «Волшебное слово»;
С. Воронин «Трусишка»,
Т. Воронкова «Хитрый снеговик»,
И. Суриков «Зима»,
А. Барто «Елка»,
З. Александрова «Птичья елка»,
А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,
Я. Аким «Первый снег»,
И. С. Никитин «Встреча зимы»,
С. Маршак «Детки в клетке»,
«Где обедал воробей»,
Е. И. Чарушин «Что за зверь»,
Б. Житков «Что я видел»,
З. Александрова «Светофорчик»,
В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
Вежливость Н. Некрасов «Мороз – воевода»,
«Маша и медведь» В. Осеева «Волшебное слово»
Е. Благинина «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает»,
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Бережное отношение к природе А. Одоевский «Мороз Иванович» С. Михалков «Веселый турист»;
«Осень в лесу»
Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,
И. Соколова – Микитина «Весна – красна»,
Т. А. Шорыгина «Моя корова»,
Е. Чарушин «Собака»,
Е. Благинина «Щенок»,
Л. Толстой «Котенок»,
В. Сухомлинский «Старый пес»,
Н. Артюхова «Бабушка и внук»
Верность «Жил был звездочет» М. Пришвин «Журка»,
К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»; Александрова «Дозор»,
А. Барто «На заставе», Левитан «Малышам о звездах и планетах»,
С. Баруздин «Как мы на ракете летали»
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения Месяц
«Неделя добра»
Цель: воспитание в детях нравственных чувств. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» Октябрь.
1 неделя
«Мир не без добрых людей»
цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым. Чтение и обсуждение сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Октябрь.
2 неделя
«Доброта важнее всего»
цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость. НОД с фрагментами
сказкотерапии, чтение сказки. «Волк и семеро козлят». Октябрь.
3 неделя
«Волшебство добрых слов»
цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела. Беседа.
Октябрь.
4 неделя
«Сказочный денёк».
цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям. НОД с участием сказочного персонажа
Ноябрь.
1 неделя
«В гостях у героев сказки»
Цель: Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных Спортивно – театрализованное развлечение. Ноябрь
2 неделя
«Мои поступки».
цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки. Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?» Ноябрь
3 неделя
«Дарите людям доброту»
цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло». НОД с участием сказочного персонажа Ноябрь
4 неделя
«Добрый гном»
цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок. Выставка детских рисунков
Декабрь
1 неделя
«Добрая сказка»
цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников. Познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать; Чтение и обсуждение сказки.
«Снежная королева».
Декабрь
2 неделя.
«Волшебные сказки»
Цель: объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает; Беседа. Декабрь
3 неделя
«В гостях у сказки»
Цель: уточнить знание детей русских народных сказок, события которых происходят зимой, узнавать их героев, подсказывать персонажам сказок, как нужно правильно поступить. Формировать представления о честности, справедливости, доброте; НОД Декабрь
4 неделя.
«Зимние сказки»
Цель: учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок. Выставка детских рисунков. Январь
2 неделя
Сказки в обр. А. Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке.
Цель: воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо; Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки. Январь
3 неделя
«Сказка в гости к нам пришла».
Цель: формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам. Обыгрывание знакомых сказок. Январь
4 неделя.
Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).
Цель: вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки; Драматизация сказки. Февраль
1 неделя
Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок:
Цель: учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев. Изобразительная деятельность. Февраль
2 неделя
Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.
Цель: продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций; Чтение художественной литературы. Февраль
3 неделя
Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке;
Цель: вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности Изобразительная деятельность. Февраль
4 неделя
«Если бы я был (а) волшебником (цей)».
Цель: совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат; Сочинение вместе с детьми сказки: Март
1 неделя
«Теремок»
Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость. Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки. Март
2 неделя
«Гуси-Лебеди».
Цель: учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку; Чтение художественной литературы. Март
3 неделя
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Цель: развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки; Иллюстрации к сказкам. Март
4 неделя
«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок».
Цель: развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку. Дидактическая игра: Апрель
1 неделя
«Из какой сказки герой?»
Цель: развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки. Дидактическая игра: Апрель
2 неделя
Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др). Игры. Апрель
3 неделя
«Мой любимый герой».
Цель: вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности. Изобразительная деятельность. Апрель
4 неделя
Литература
1. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000
2. Т. А. Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
3. Корзун А. В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры- М., Изд. центр Академия, 2002
5. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2005
7. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост. Э. И. Иванова. – М. :Просвещение, 1993.
8. «Кукольный театр – дошкольникам» Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко
9. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М. : 2004.
10. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. :Линка-Пресс. 2003
11. Шаманская Л. Н., Козина Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М. : ТЦ Сфера, 2010
12. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2006
13. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : Фолио, АСТ,2000.