МААМ-картинки

Презентация «Формирование графо-моторных навыков у детей с речевыми нарушениями на этапе подготовки к обучению в школе»

Лариса Леонова
Презентация «Формирование графо-моторных навыков у детей с речевыми нарушениями на этапе подготовки к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»

Презентация

Тема: «Формирование графо-моторных навыков у детей с речевыми нарушениями на этапе подготовки к обучению в школе».

Воспитатель 1 кв. категории

Леонова Лариса Петровна

МБДОУ «Детский сад № 6»

Кашира – 2015г.

Введение

Публикация «Презентация „Формирование графо-моторных навыков у детей с речевыми нарушениями на этапе подготовки к обучению в школе“» размещена в разделах

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом. У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения говорят о несформированности графо-моторных навыков.

Графо-моторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графо-моторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графо-моторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Имея общие черты с двигательными навыками, графо-моторные навыки не является только двигательными. Своеобразие этих навыков в том, что с самого начала их формирования с определенным двигательным образом ассоциируется определенное смысловое значение буквы или совокупности букв, изображаемых рукой пишущего. Таким образом, процесс формирования графических навыков подчиняется, с одной стороны, закономерностям выработки двигательных навыков, а с другой, речевых интеллектуальных действий.

Работа по развитию графо-моторных навыков должна быть систематической и комплексной, и осуществляться в следующих основных направлениях (слайд №2)

Содержание работы по формированию графо- моторных навыков

Основным содержанием работы является подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики руки и дифференцированности движений кистей и пальцев рук.

В коррекционной группе детского сада мы, воспитатели, вместе с логопедом должны регулярно проводить работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Главная цель это – (слайд № 3) создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей с речевыми нарушениями к овладению письмом.

Задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов: произвольного внимания, речи, памяти, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

- умение действовать по словесной инструкции;

- умение самостоятельно добиваться выполнение поставленной цели;

- умение осуществлять контроль за собственными действиями.

(Слайд № 4) – Связь развития мелкой моторики рук с обучением письму.

Для реализации этой цели и задач в нашем детском саду применяются следующие формы работы с детьми :

1. самостоятельная деятельность детей в зонах ближайшего развития (игровой,

художественного творчества, учебной, театральной, коррекционной);

2. индивидуальная или подгрупповая совместная деятельность воспитателя с детьми

3. занятия включающие в себя продуктивные виды деятельности;

4. занятия по развитию графических навыков и умений.

1. Зоны ближайшего развития обеспечивают возможность ребёнку выбрать занятие согласно своему интересу.

Игровая зона- (слайд № 5) самая насыщенная материалом для детского развития. В ней мы подобрали и игры для развития мелкой моторики рук, совершенствования пространственных представлений, зрительного восприятия, творчества и воображения.

В зоне художественного творчества (слайд №6) детям предлагаем следующий материал: пластилин, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, фломастеры, раскраски, бумага разной формы и размера.

Особое внимание уделяем раскрашиванию рисунков.

В учебной зоне (слайд № 7) дети занимаются со счётными палочками, пишут в тетрадях, для них подобраны образцы рисунков по клеточкам, точкам, графические диктанты.

В театральной зоне (слайд № 8) представлены разные виды театра, в том числе пальчиковый.

Пальчиковый театр развивает не только мелкую моторику, но и умение слушать и подчиняться правилам, позволяет ребёнку раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе ребёнок начинает принимать активное участие в сказке и становится общительнее.

В коррекционной зоне (слайд №9, 10) дети работают с пазлами, мозаикой, занимаются тифлографикой, нанизывают бусы, распутывают лабиринты. Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия имеются: пуговицы разного размера, цвета и формы, разноцветные камешки и ракушки, сухие бассейны с крупой, фасолью, игры с прищепками, волчки разных размеров, шнуровки.

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность развития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и потребностям. Мы, воспитатели, должны обеспечить предметную среду, изменять и дополнять ее в соответствии с детскими интересами. Являясь потенциальными партнерами детей, мы должны быть готовы оказать поддержку и помощь в реализации свободных замыслов детей, в разрешении конфликтных ситуаций.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми (слайд № 11) по развитию графо-моторных навыков необходима, особенно детям с нарушениями речи.

Занятия педагога с детьми должны проходить в игровой форме, в доброжелательной атмосфере. Игровая форма и положительная оценка являются хорошей мотивацией дальнейшему обучению ребёнка. Можно предложить детям следующие игровые задания: «коврик для куклы»- (разложить геометрические фигуры по образцу, «самолёты за облаками»- (штриховка по самолётам, «узнай кто я?»- (рисование по точкам, «тир»- (проведение линии до мишени).

3. Работа по формированию графо-моторных функций осуществляется и на продуктивных видах деятельности, где значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи.

Лепка (слайд № 12)

Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для умственного и эстетического развития ребенка. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка.

Рисование

Эти занятия также важны для развития мелкой моторики. Тренируется координация кисти и пальцев при разукрашивании и штриховки. Ребёнок учится не выходить за рамки контура, проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма, проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх, проводить линии в различных направлениях,проводить изогнутые, волнистые линии. Аппликация (слайд № 13)

Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, бумагу- что очень полезно для развития тактильных ощущений.

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на одинаковом расстоянии друг от друга.

На занятиях по изобразительной деятельности мы довольно часто используем нетрадиционные техники – это лепка из шариков, пластилинография, лепка из макаронных изделий, лепка из природного материала, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск печатками из картофеля, рисование крупой, набрызг, обрывная аппликация, салфеточная, оригами, квилинг.

Конструирование.

Конструктивная деятельность безусловно является эффективным средством подготовки руки детей к овладению письмом. Также оно способствует развитию и совершенствованию различных познавательных процессов: восприятия, представления, внимания, памяти, логики, мышления, пространственной ориентировки.

Ручной труд

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание, бисероплетение.

4. Занятия по развитию графических умений и навыков в коррекционной группе мы планируем один раз в неделю.

Проводит это занятие воспитатель. Данный процесс включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки.

В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память. Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других. На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. При этом воспитатель постоянно следит за правильной посадкой и положением рук ребенка. (слайд № 14)

В начале занятия обязательно выполняем упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей – пальчиковую гимнастику или самомассаж рук. (слайд № 15)

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

При проведении самомассажа используют ряд приё мов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.

Самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук.

Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко

остриженными ногтями.

Пальчиковая гимнастика

Путем тренировки движений пальцев рук у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать ребенку его формировать. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Элементы пальчиковой гимнастики и самомоссажа можно включать и в ход занятия в качестве физкультминутки.

Продолжая развитие навыков, полученных детьми на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием- на занятиях по развитию графических навыков мы учим детей ориентироваться на листе бумаги — умению определять части листа и расположение на нем рисунка.

Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляем путем выполнения различных заданий: проведение линий в ограниченном пространстве, правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Для зарисовки, обводки и штриховки фигур используем тетради в клеточку.

С целью обеспечения постепенного перехода от простейших графических задач к более сложным всю систему графических упражнений мы разделили на три этапа (согласно программе, авторами которой являются Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина).

На первом этапе дети осваивают зарисовку по точкам, а затем самостоятельно — зарисовку фигур, состоящих из прямых линий, а также письмо прямых палочек; учатся аккуратно заштриховывать фигуры вертикальными и горизонтальными линиями.

В течение второго этапа обучения осваивается письмо наклонных линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур косыми линиями.

На третьем этапе дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, осваивают написание палочек с петлей. Закрепляются ранее полученные навыки. Продолжаются упражнения в штриховке фигур. Кроме заштриховки вертикальными, горизонтальными и косыми линиями, дети усваивают заштриховку фигур короткими линиями и точками.

В занятие включаются следующие виды работ: письмо графических элементов, зрительный или слуховой диктант.

На более поздних этапах обучения в занятия могут быть одновременно включены зрительный и слуховой диктанты.

Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать предъявляемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых — развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного словесного описания их воспитателем и подбираются из числа уже знакомых детям по зрительным диктантам.

Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, и более сложном их расположении, а также в увеличении элементов, различно окрашенных.

Заключение (слайд № 16)

Одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению ребёнка является уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка.

Часто приходится слышать от учителей «Плохо развита рука, пишет медленно, неуверенно, не видит строчки, не соблюдает интервалов между буквами». Все это говорит о том, что графо-моторные навыки у ребенка вовремя не сформированы.

Становление графо-моторных навыков зависит от таких компонентов как, хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти. Вся система нашей коррекционно – развивающей работы основывается именно на развитие всех перечисленных выше компонентов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Формирование предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков детей младшей группы» Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка (3 год жизни) ведется по нескольким направлениям: - формировать умения играть;.

Презентация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на музыкальных занятиях» Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в ходе работы музыкального руководителя. музыкальный руководитель.

Презентация «Игра как средство подготовки детей к школе» «Игра-это особое светлое, нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Многократное повторение речевого материала в период.

Инновационные подходы графо-моторной работе с детьми с нарушениями речи (1 слайд) Сегодня хочу Вам представить презентацию на тему: Инновационные подходы графо-моторной работы с детьми страдающими нарушениями.

Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Презентация «Формирование культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания» В программе «Истоки» о формировании культурно – гигиенических навыков, в частности о самообслуживании, говорится следующее: «Формирование.

Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе Основные формы и методики психологического сопровождения подготовки дошкольников к обучению в начальной школе Подготовка детей к школе в.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Роль сказки в активизации речи и эмоционально-лексическом самовыражении детей с речевыми нарушениями Жесткова Вера Федоровна, учитель-логопед муниципального образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 90, г. Волгограда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Формирование графо-моторных навыков у детей с речевыми нарушениями на этапе подготовки к обучению в школе»
Опубликовано: 4 января 2018 в 13:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Формирование графо-моторных навыков у детей с речевыми нарушениями на этапе подготовки к обучению в школе»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Леонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД