Екатерина Свирина
Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Многократное повторение речевого материала в период работы по автоматизации звуков малоинтересно и утомительно для ребёнка. Причины – отсутствие мотивации, однообразие средств, предъявляемых ребёнку.
Игра– ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, естественная среда его развития. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. Порой малоинтересные логопедические упражнения, проведенные в игровой форме, становятся для ребёнка увлекательным занятием. Поэтому я поставила для себя цель – повысить интерес ребёнка в процессе работы по автоматизации звуков через игровые упражнения. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Публикация «Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
• подобрать наиболее эффективные игровые упражнения для осуществления коррекционной работы;
• разработать систему игровых упражнений, используемых в работе с детьми;
• ввести в работу обучающие игровые упражнения.
Условия для успешной автоматизации звуков:
• насыщенная предметно-развивающая среда;
• многообразное предъявление одного и того же материала в вариациях;
• произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений;
• постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений;
• игровая ситуация в течение всего занятия;
• соревновательный момент.
Система игровых упражнений
1. Этап закрепления звука в изолированном звучании
Игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки», «Звуковые дорожки», «Волшебные ниточки»).
2. Этап автоматизации звука в слогах
Произнесение слогов с каким-либо движением: «Слоговые дорожки»; с движением пальцев рук («Замок», Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак-ладонь-ребро»); с рисованием ломаных линий и спиралей; с раскладыванием палочек; с движением ног («Раз – шажок, два другой»).
Произнесение слогов с отстукиванием ритма: «Молоточки», «Радисты», «Телеграфисты», «Забиваем гвоздики молоточком», со сменой ритмического рисунка «Осенний букет», «Сбор фруктов».
3. Этап автоматизации звука в словах
Игры: «Стрелочки», «Лабиринты», «Логопедические улитки», «Наряди тучку», «Помоги бабушке (Снеговику, ёжику и т. д., «Открой картинку», «Бусы», «Подбери одежду», «Зашумлённые картинки».
4. Этап автоматизации звука в предложениях
Игры: «Подружи слова», «Путаница», «Исправь взрослого», «Смешинки», «Найди ошибку», «Так бывает или нет?», «Добавлялочки», «Спроси-ответь», «Волшебный клубок», «Дополни предложение», «Четвёртый лишний», «Верю, не верю», «Подарки», «Звуковая дорожка».
5. Этап автоматизации звука в связной речи:
– заучивание стихов с использованием мнемодорожек;
– пересказ с помощью мнемодорожек;
– пересказ от лица героя рассказа;
– «Сочини сказку»
Благодаря использованию игровых упражнений по автоматизации звуков детей с речевыми нарушениями были отмечены следующие результаты:
– ускорились сроки автоматизации звуков;
– снизилась утомляемость;
– повысилась эмоциональная заинтересованность ребёнка;
– улучшились распределение и устойчивость внимания;
– активизировалась мыслительная деятельность.