светлана заева
Консультация для воспитателей «Преодоление заикания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление заикания у дошкольников.
1. Факторы, влияющие на речь заикающихся детей и определяющие содержание и последовательность речевых упражнений.
Используя Программу обучения и воспитания заикающихся дошкольников Мироновой А. С. и методические рекомендации к ней, в ходе практической работы у меня появилась потребность взять в работу и некоторые другие методики преодоления заикания. С выводами Мироновой А. С. о том, что плавную, без судорог речь надо формировать с самого начала на базе самостоятельной без запинок речи, которая у детей есть, я была согласна, но на практике убедилась, что и формы речи с малой долей самостоятельности тоже нужны. Разная степень самостоятельности речи у детей с заиканием говорит о том, что частота судорог и их сила зависит от того, говорит ребенок сам или делает это с чьей-то помощью (подсказка образца, совместное проговаривание). В зависимости от степени самостоятельности речи Власова, Рау выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Преодоление заикания у дошкольников“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сопряженная речь – проговаривание слов, фраз одновременно с логопедом. Обычно при этой форме речи судорог не бывает. Этот этап и форма речи имеют психотерапевтическое значение,т. к. ребенку дается возможность говорить без заикания. Даже при тяжелой степени заикания дети говорят свободно, т. к. копируется чужая фраза (конструкция, манера говорения).
Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. В этой форме речи тоже почти не бывает запинок. В этом же периоде отраженно проговариваем короткие стихи из 2-3 строчек. От отраженно-сопряженной речи переходим через этап вопросо-ответной формы речи к пересказам и составлению рассказов, а затем к спонтанной речи.
Миронова А. С. утверждает, что темп речи с самого начала логопедической работы у заикающихся детей не следует замедлять, надо сразу приучать к нормальному темпу, не надо учить разговаривать нараспев. Но исследования многих авторов (Власова, Арутюнян и др.) говорят о том, что судороги в речи нараспев, в пении или совсем отсутствуют или значительно уменьшаются. Проработав на группе для детей с заиканием несколько лет я согласилась с выводами Власовой и Арутюнян. Поэтому в своей работе я добивалась с самого начала замедления речи, учила детей делать упор на гласные звуки и говорить нараспев.
Если вы при проведении речевых упражнений добавите еще и ритмичные движения, то заметите, как речь заикающихся облегчается.
На практике я убедилась, что речь громкая трудна для детей с заиканием, чем речь тихая и шепотная. Учитывая данный фактор речевые упражнения я проводила так: беззвучно, затем шепотом, затем тихо, потом громко, и, наконец, обычным голосом. Но надо отметить, что в моей практике были случаи, когда у детей, наоборот, удавалась плавная речь громкая, а тихая была с судорогами в речевом аппарате.
Разная степень подготовленности речи также влияет на количество судорог. Ребенку легче говорить, когда текст выучен или заранее отрепетирован вслух или про себя. Заикание усиливается, когда текст незнакомый и надо говорить экспромтом. Эта зависимость показывает, что речевые упражнения надо выстраивать в следующей последовательности: заученный текст, отрепетированный вслух, мысленно продуманный, незнакомый текст.
На речь заикающихся детей влияют эмоциональные состояния, поэтому мы с воспитателями тренировали речь в разных эмоциональных состояниях. На эмоциональные состояния оказывают влияние:
окружающая обстановка, характер деятельности ребенка, окружающие его люди.
На занятиях предусматривались усложнения не только упражнений, но и различных ситуаций, в которых проводились речевые упражнения.
В зависимости от обстановки речевые упражнения проводились так: тренировка в знакомой привычной обстановке, в малознакомой обстановке, в незнакомой обстановке. Для этого использовались экскурсии в прачечную, в кастелянную, в кабинет медсестры, в соседние группы, экскурсии в сквер, во дворы соседних с садиком домов, экскурсии на мемориал «Венок славы» с вечным огнем, походы в кукольный театр, на спектакли театра «Синтезис» в Дом творческих союзов и др.
С учетом общественного окружения занятия проводились в одиночестве, с близкими людьми, с друзьями, с воспитателями, с малознакомыми людьми, с незнакомыми людьми.
На исчезновение судорог и запинок в речи или их усиление и увеличение влияет и разная сложность речевой структуры. Детям с заиканием легче говорить отдельные звуки, особенно гласные, труднее произносить слоговые сочетания, еще труднее произносить слова. Обычно трудности возникают в начале изложения, в начале смыслового отрезка развернутой фразы, в начале простой фразы. Частыми запинки могут быть на определенных «трудных» звуках (п,б,т,д,к,г). Отсюда следует вывод: начинать работу над плавностью речи надо с ее элементарных форм – с гласных звуков.
2. Формирование навыков плавной речи в различных ее формах.
Итак, плавность речи отрабатываем с гласных звуков.
1. На рядах гласных звуков (пропевание от1 до 6 эталонов гласных).
2. На слоговых сочетаниях. Прежде всего сочетаниях с «трудными» согласными звуками (п, б, м, н, в, ф, т, д)
3. На произнесении слов.
4. На произнесении коротких фраз.
5. На длинных распространенных предложениях без пауз.
6. Плавность речи отрабатывается на сложных конструкциях предложений с 1,2,3 паузами.
Основная цель этих упражнений – это отработка «чистой» техники речи. Во всех упражнениях отрабатывается важный элемент плавной речи – слитность.
Еще только работая над гласными звуками можно параллельно заниматься интонационно выразительной стороной речи. Замечено на практике, что повествовательные короткие предложения без пауз затруднений у детей не вызывают. Когда же переходим к вопросительным и восклицательным предложениям, сразу возникают сложности. Работа над выразительной стороной речи начинается в самом начале учебного года, уже в «режиме молчания» - учимся передавать основные виды интонаций с помощью невербальных средств общения.
Упражнения в обучении логическому ударению на словах, паузированию для детей с заиканием интересны. Игры со словами и паузами быстро увлекают детей.
Хочу заострить ваше внимание на том, что паузы между синтагмами и между предложениями должны быть гораздо длиннее, чем в речи у детей без заикания. На первых порах я рекомендую во время паузы считать до 3х – сначала считает логопед, позднее счет про себя может выполнять сам ребенок. Паузы между синтагмами можно сопровождать отстукиванием. Навыки паузирования автоматизируются только при многократной тренировке, т. е. объем речевой практики должен быть большим.
В нашей с вами речи в норме есть хезатационные паузы (для поиска слов или грамматической конструкции). Эти паузы не имеют четко определенного места во фразе. В работе с заикающимися детьми приходится фиксировать внимание только на синтагматических паузах (смысловых, т. к. надо приучать детей к жесткому планированию высказывания. Именно поэтому локализация синтагматических пауз и хезатационных пауз должна в речи заикающихся совпадать, чтобы избежать нарушения плавности речи и появления судорог.
Хочу обратить ваше внимание на то, что паузы в конце фразы дети выдерживают (хотя и с большим трудом, а паузы в середине предложений дети с заиканием не могут научиться соблюдать очень долго. И здесь нужна весьма кропотливая работа и, опять же, большой объем речевой практики.
Следующий этап - работа над словами. Здесь упражнения с мячом просто незаменимы. Каждое слово сопровождается ударом мяча об пол так, чтобы удар совпадал с ударным гласным звуком. При произнесении ряда слов необходимо следить за слитностью. Произнести слитно – это сказать так, чтобы последний звук слова влился в начальный звук следующего слова, между ними нет остановки, голос звучит непрерывно. Надо постоянно напоминать детям, что важно звучание слова в целом, что четко звучать должны гласные звуки, но не согласные. Согласные же звуки надо произносить без нажима, с легкой артикуляцией.
На этапе вопросо-ответной речи дети с заиканием постепенно освобождаются от дублирования фраз по образцам, которые предлагают взрослые. Вопросы логопеда, воспитателей и других специалистов должны быть тщательно продуманы. Именно вопросы определяют степень помощи ребенку. На начальном этапе логопед сам задает вопрос, сам отвечает, а ребенок повторяет ответ. Далее следуют конкретные вопросы: кто сидит,стоит, бегает и т. д. Что держит в руке? Что надето на голове? Какого цвета, сколько, у кого и т. д. Далее вопросы усложняются: Что делает? Зачем, почему?. и т. д. Такие вопросы требуют уже самостоятельных ответов. Постепенно краткие конкретные ответы перерастают в сложные и обобщающие. Хочу снова заострить ваше внимание на том, что следует опасаться излишней торопливости в усложнении речевых упражнений на занятиях с заикающимися детьми. Нарушение последовательности также может привести к возобновлению речевых спазмов.
На этапе предложений дети должны усвоить следующие правила:
1. короткие фразы из 3-4 слов произноси на одном выдохе. Выдерживай строго паузы между предложениями.
2. Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-4 слова, между ними выдерживай паузу и делай новый вдох.
3. Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другим.
Предложение – переходная ступень от чисто технических речевых упражнений к обычной разговорной речи. Работая над фразой дети еще должны думать и о смысловой стороне. И этому тоже надо специально обучать.
Работа над стихотворными текстами.
Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются, что каждая строка в стихотворении чаще всего совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядочения дыхания, выработки неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.
Сам ритм стиха подсказывает расстановку пауз, т. е. организует речь.
Порядок работы над стихотворными текстами:
1. короткие стихи из 2-4 строф.
2. Длинные стихи, которые читают наизусть.
3. Стихи с длинными строчками.
4. Выразительное чтение стиха и ответы на вопросы по его содержанию.
5. Пересказ своими словами содержания стихотворения, выразить свои чувства и мысли после прочтения.
6. Работа над стихами, содержащими прямую речь. Разыгрывание этих стихов, как сценок.
После стихотворений в работу можно подключить и сказки в стихах. Они также являются хорошим тренировочным материалом. Сказки просты и напевны, имеют частые повторы некоторых строк. В данной работе мы с воспитателями всегда использовали записи мастеров художественного слова. Чуть позже можно работать и над баснями. Басня - это более сложный вид речевой тренировки, т. к. в них часто встречается прямая речь, которую надо уметь отделить при чтении от слов автора, а голосом показать отличие одного персонажа от другого. Басня – это переходная ступень от ритмической речи к обычной, разговорной. Басня – это стихотворный рассказ с иносказательным содержанием и требует бытовой интонации.
Следующая ступень формирования самостоятельной плавной свободной от заикания речи - это пересказы. Здесь также идем по пути от простого к сложному, хорошо знакомого к незнакомому. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. В практической работе идем от коротких маленьких текстов к большим по объему. Замечено, что пересказ своими словами текстов дело достаточно трудное для большинства детей- дошкольников с заиканием. Опять же надо много тренироваться. Выбирать тексты для пересказов надо очень тщательно. Тексты должны быть понятными по содержанию. Обязательна предварительная работа над малознакомыми словами, выражениями.
Составление рассказов.
Эта форма речи еще более сложная. Здесь логопедическая работа обязательно опирается на наглядность, но полностью отсутствует при этом языковой материал и сюжет последовательности событий. Сначала работаем над составлением простых рассказов на основе ранее отработанных предложений. Как правило, дети с заиканием довольно легко и быстро обучаются составлению описательных рассказов по знакомым картинкам, предметам, игрушкам. Составление рассказов по предметной картинке и серии картинок для заикающихся легки, т. к. сам материал является нитью рассказа и это облегчает речь. При обучении составлению рассказа по сюжетной картинке у детей появляются затруднения. Сначала материал отрабатывается дома, рассказывается дома, т. к. при неподготовленном материале перед детьми стоит двойная задача: передача содержания и соблюдение правил плавной речи. Позже такие рассказы составляются сразу в кабинете логопеда. Если ребенку трудно составить рассказ, то надо задавать наводящие вопросы – вернуться на предыдущий этап формирования плавной речи.
Для составления рассказов по заданной теме надо сначала брать бытовые темы (моя семья, наш дом, наша квартира, наша группа, наши воспитатели, мои друзья, мой день рождения, времена года, моя любимая игрушка и др.) При составлении подобных рассказов я всегда добивалась подробных изложений, т. к. сжатый рассказ не дает такого эффекта в тренировке речи и отработке ее элементов.
Воспитанию самостоятельной плавной свободной от заикания речи уделяется всегда больше внимания и времени, чем другим формам речи. Самостоятельная речь может быть подготовленной и неподготовленной. Примерами некоторых упражнений в самостоятельной речи могут быть: ответы на вопросы, завершение начатой фразы, вопросы, заданные самими детьми, составление фразы по заданному слову, перефразирование, диалог с логопедом, со сверстником, участие в инсценировках, пересказ повествовательного, а затем драматического текста, рассказ по картинке, о виденном в кино, в театре, о лично наблюдаемом, о каком-нибудь происшествии, импровизации на заданную тему, различные выступления.