Елена Абзалова
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
В основе физического здоровья и с этим теперь, кажется, уже никто спорить не будет, лежит психическое состояние человека. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОО) все дети переживают адаптационный стресс.
Публикация «Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОО» размещена в разделах
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу цикла занятий «Игралочка».
Цель занятий – создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в ДОО для детей раннего возраста. Этим определяются основные задачи занятий:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия друг с другом;
• развитие внимания, воображения, восприятия, речи;
• развитие чувства ритма. Общей и мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
В процессе адаптации ребенка в ДОУ используем такие формы и способы адаптации детей как :
• Элементы телесной терапии (обнять, погладить);
• Сюрпризный момент;
• Релаксационные игры (песок, вода);
• Элементы сказкотерапии;
• Исполнение колыбельных песен перед сном.
Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей : повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития.
С первых дней пребывания ребенка в ДОО мы старались обеспечить прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) образа жизни к общественному (одинаковому для всех). Для этого использовали следующие здоровье сберегающие технологии:
• Игры с речевым сопровождением
• Подвижные и малоподвижные игры
• Пальчиковая гимнастика
• Гимнастика для глаз
• Физкультминутки
• Массаж, самомассаж.
Большое внимание уделялось руководству детской игрой, показывались простые действия с игрушками: доступные сюжеты проигрывались с разными игрушками.
Максимально учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения, рекомендуется проводить занятия на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Обычно занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений, из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. п.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
В конце учебного года проводится диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению, в которой видно насколько успешно дети адаптировались к ДОО.