Лилия Галиева
Преемственность взаимодействия детского сада и школы
▼ Скачать + Заказать документы
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее"(слайд 2)
Л. С. Выготский
Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование.
Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (слайд 3)
Публикация «Преемственность взаимодействия детского сада и школы» размещена в разделах
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению.
С введением ФГОС ДОпостроение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач образования является развитие личности и ее индивидуальности (слайд 5)
Если раньше на первое место выдвигался познавательный компонент готовности ребенка к школе, то теперь социально-психологический компонент.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержится требование, которым объединяется большинство целевых ориентиров, связанных с умением ребенка учиться. Это формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
Под целевым ориентиром понимаются социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. (слайд 6)
Вместе с тем, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры необходимо учитывать в процессе планирования образовательных результатовосвоения учащимися ООП (основная образовательная программа) начального общего образования.
Понятие "предпосылки учебной деятельности" означает, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте остается игра, но первичные навыки саморегуляции, самоконтроля, познавательной активности, навыки взаимодействия, достигаемые как целевые ориентиры, становятся базой, на которой в дальнейшем формируется совокупность универсальных учебных действия, являющихся основой метапредметных образовательных результатов учащихся начальных классов.
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования в части формирования предпосылок учебной деятельности (слайд 7)
1. Овладение основными культурными способами деятельности
2. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
3. Развитое воображение.
4. Различение условной и реальной ситуации.
5. Способность к волевым усилиям
6. Владение устной речью.
7. Способность выражать свои мысли и желания
8. Любознательность, потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам.
9. Интерес к причинно - следственными связям.
10. Способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения (слайд 8).
Модель выпускника определяет следующие качества личности ребенка:(слайд 9)
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
овладевший необходимыми умениями и навыками.
Вот такой модели выпускника мы должны стремиться.
Нормативно-правовые документы, определяющие преемственность в работе детского сада и школы (слайд 10).
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ принят Государственной Думой РФ;
2. Письмо МО РФ от 09.08.2000 № 273/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
3. Приказ МО И науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ МО и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»
В нашем детском саду разработана образовательная программа дошкольного образования ДОУ с учётом примерной основной образовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (слайд 11)
В структуру образовательной программы ДОУ включен раздел “Преемственность детского сада и школы”, в котором определены цели и задачи (слайд 12) преемственности учетом требований ФГОСДО. Заключается договор со школой, составляется перспективный план работы на год. За 35 лет существования детского сада выпущено около 2 тыс. воспитанников(1900)
Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :(слайд 13)
методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);Наблюдая детей в течение нескольких лет, воспитатель советует учителю, какие методы воспитания и обучения наиболее приемлемы по отношению к тому или иному ребенку. Такая информация бывает, полезна учителю, сокращает для него время знакомства с новыми учениками.
работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Наш детский сад многие годы сотрудничает с МОБУ СОШ с. Авдон (слайд 14).
Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке.
Воспитанники совершают экскурсию в школу (слайд 15).Они имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками (слайд 16-17-18). Знакомятся с основными помещениями школы : библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. Мы приходим каждый год на торжественную линейку первого сентября со своими дошколятами, и видим, как стоят наши выпускники нарядные, взволнованные, уверенные или испуганные, гордые собой, как они ищут глазами родителей и воспитателей, надеясь на их поддержку (слайд 19).
Воспитатели знакомят воспитанников с произведениями детской художественной литературы, где рассказывается о школьной жизни, заучивают стихи. Рисуют на темы: «Здание школы», Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника «День знаний».Знакомят воспитанников детского сада с пословицами, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
Рассматривают школьные принадлежности и загадывают загадки о них.
Словесные и дидактические игры на школьную тематику. Соревнования: «Кто быстрее соберет портфель», «Сложи слово», «Реши пример» и т. д.
План совместной работы предусматривает взаимное посещение школы и детского сада воспитателями и учителями. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительных групп (слайд 20,где они рассказывают о программах реализуемых ими в школе, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т. д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собрания проводятся индивидуальные консультации (слайд 21).
В апреле месяце этого года воспитатели детского сада приглашены в школу на уроки. Это будет впервые.
Примером творческих достижении бывших воспитанников нашего детского сад являются их успехи в музыкальной школе, спортивных секциях, танцевальных студиях. Сюда входят мероприятия:показ кукольного театра, выступления учеников музыкальной школы (слайд 22).
Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.
Одна из форм работы нашего детского сада это проектная деятельность. В прошлом году в детском саду был разработан и реализован краткосрочный проект «Школа» в рамках проекта «Моя малая Родина» в подготовительной к школе группе.
Ребята много узнали про школу. Сходили на экскурсию в школу, посидели в классе, поиграли в спортивном зале, почитали книги в библиотеке. Было организованно занятие «Как было раньше.» Дети принесли фотографии своих родителей «школьников». Примеряли форму…
Немаловажную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители (слайд 23). Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и постарались разнообразить формы работы:
1. Папки-передвижки, консультации:
- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
- «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».
- «9 советов родителям будущих первоклассников»
- Выставка на тему: «Это нужно для школы»(слайд 24).
- «Немного об игре» и т. д.
2. Родительские собрания совместно с учителями начальных классов
3. Рекомендации родителям будущих первоклассников.
6. Разработаны планы работы всех специалистов с родителями детей-выпускников. 7. День открытых дверей для школьных учителей и родителей (25).
Таким образом, психолого-педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом. И конечно только при сотрудничестве всех звеньев можно говорить о преемственности.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - так писал В. А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении (слайд 26).
Как сложится их школьная жизнь? Готовы ли они к новой роли учеников и одноклассников? Это зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ принят Государственной Думой РФ;
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155 Приказ Минобрнауки России;
3. Бениаминова М. В. Воспитание детей. М. : Медицина, 2004. – 288 с.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2007. – 416 с.
5. Педагогическая психология. Под ред. Н. В. Клюевой. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
6. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогика, 2005. – 216 с.
7. https://ipkro-38.ru/content/view/311/354/ Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено