Ольга Рогуленко
Преемственность в организации музыкального воспитания между ДОУ и семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность в организации музыкального воспитания между ДОУ и семьей.
Музыкальная деятельность – один из видов художественно-эстетической деятельности, которую дошкольное учреждение реализует в детском саду по ФГОС ДО.
Наиболее эффективно она будет реализовываться только в сотрудничестве детей, педагогов и родителей. Поэтому уже с самых первых дней пребывания детей в детском саду я привлекаю родителей малышей к такому сотрудничеству.
Публикация «Преемственность в организации музыкального воспитания между ДОУ и семьей» размещена в разделах
Начинаю с просьбы заполнить анкету с целью познакомиться с тем, какое внимание уделяют родители музыкальному воспитанию ребенка в семье, какие условия для развития уже созданы дома, какое участие родители могли бы принять в проведении утренников, развлечений. В старших группах анкетирование провожу с целью выяснить успешность своей работы, узнать отношение ребенка к музыкальной деятельности в детском саду, узнать какую информацию по вопросам музыкального воспитания детей хотели бы получить родители.
Опираясь на результаты анкетирования, подбираю темы для консультаций, бесед с родителями, темы для выступления на родительских собраниях. Тематика бывает самая разнообразная: «Музыка в жизни ребенка», «Как слушать музыку с ребенком», «Музыка как средство воспитания», «О домашней фонотеке», «Музыкальные игры в детском саду и дома», «Роль фольклора в воспитании малышей», «Как развить музыкальный слух ребенка», «Изготовим шумовые инструменты сами», «Вы решили отдать ребенка в музыкальную школу» и другие.
Когда ребенок только поступает в детский сад, родителям очень интересно узнать, как ребенок ведет себя в детском саду, как с ним занимаются. Стараюсь поддерживать этот интерес. Не закрываю перед ними двери зала, если папа или мама пришли вовремя занятия, а приглашаю зайти и посмотреть занятие. В старших группах у родителей есть возможность прийти на открытые музыкальные занятия во время проведения Дня открытых дверей.
Дети дошкольного возраста очень любят играть на детских музыкальных и шумовых инструментах. К изготовлению шумовых инструментов привлекаю родителей. Сначала беседую с родителями, объясняю, зачем нужно тратить время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками. И вот уже родители проявляют свое творчество и фантазию. В зале появились самые различные «шумелки», «звенелки», «стучалки» из различного бросового и природного материала: коробочек, баночек, ключей, пуговиц, «киндер-сюрпризов» и т. д.
В старших группах к изготовлению таких инструментов уже привлекаю и детей. Детям предлагаю непросто сделать музыкальный инструмент, а подарить их малышам.
Родители в нашем детском саду полноправные участники праздников, развлечений и других мероприятий:
- разучивание стихов, песен;
- работа над ролью (детской или взрослой);
- пошив костюмов, подготовка реквизитов;
- помощь в оформлении зала;
- помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Родители на наших мероприятиях давно уже не гости, а участники действия. В сценарий утренников и развлечений всегда включаю не только совместные игры с детьми или игры для родителей, но и совместные танцы. Была подобраны из интернет -ресурсов огромная папка с аудио файлами песен, под которые дети с удовольствием танцуют с родителями. Одна из самых любимых таких совместных танцев-песенок - «Ласковая песенка» Ю. Селиверстовой. Понравилась детям и игра «Пчелки и цветочки», в ходе которой «пчелки»-дети искали свой «цветочек» - маму.
«День защитника Отечества», «День победы» - два праздника, на которых дети и родители, также полноправные участники. Совместные игры, игры-эстафеты, игры-соревнования вместе с папами, дедушками доставляют огромное удовольствие и детям, и взрослым. А с каким вниманием дети слушают рассказы пап, дедушек о службе в Армии, воспоминания о тех, кто завоевал победу в Великой Отечественной войне. Изготовление Ленты Памяти давно стало традицией в нашем детском саду. Это еще одна возможность для совместного взаимного сотрудничества детей, родителей и педагогов.
Очень ждут дети и праздник Масленицы. Это и повод повеселиться на свежем воздухе, и интересные конкурсы с обычными предметами (мешками, вениками и др., и возможность достать из бабушкиных сундуков красивые русские платки, и сжигание чучела, и вкусные блины. К проведению квест - игры «Масленица, да ты красавица», так же привлекаем родителей.
Даже обычный концерт можно провести с участием родителей. Так в младшей группе на праздник приходила кукла Катя и просила ребят помочь ей собрать рассыпанные бусинки. Мамы и бабушки помогали детям находить бусинки. Каждая бусинка возвращалась к детям после выполненного задания: спеть песенку, поиграть с бабушкой, станцевать танец, сыграть в оркестре. В старшей группе дети выполняли желания мам и бабушек, которые озвучивала «волшебная шляпа».
Такие совместные мероприятия дарят незабываемые радостные переживания, создают праздничное настроение. А так же способствуют установлению дружественного отношения, уважения друг к другу, сплочению в успешном достижении цели между детьми и родителями с одной стороны, родителями и педагогами с другой. Взрослые видят детей с неожиданной для них стороны и стремятся к развитию их творческих наклонностей, способностей, в том числе и музыкальных.
Консультации, советы, фотоотчеты с мероприятий родители всегда могут увидеть и на сайте ДОУ.
Кроме того, привлекая родителей к активному сотрудничеству, в каждой группе организовываются конкурсы-выставки поделок «Новогодняя игрушка», «Осенний вернисаж», «Моя мама-рукодельница».
В результате правильной и системной работы по музыкальному воспитанию с родителями, использовании различных ее форм, родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми, и художественно-эстетическое воспитание детей будет эффективней. Устраняется отчужденность родителей, побуждает их к творчеству, и решает многие проблемы по музыкальному развитию детей. Улучшаются показатели по диагностике музыкальных способностей, многие дети посещают занятия по вокалу и хореографии в районном Центре, начиная уже с 3 лет, продолжают заниматься в музыкальной школе.