МААМ-картинки

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием

Ольга Проняева
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием
▼ Скачать + Заказать документы

В МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31 «Родничок» функционируют 6 групп для детей от 1,5 до 7 лет. Педагогический коллектив детского сада реализуют общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Основную цель своей деятельности наш педагогический коллектив видит в создании условий для социально-педагогической защиты и развития личности в образовательном пространстве «детский сад – школа». Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.

Темочки:

На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :

• Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

• Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

• Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т. д.

• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

• Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

• Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

В МБДОУ детский сад №31 «Родничок» реализация преемственности осуществляется с МБОУ СШ поселка Дружба.

Детский сад и школа расположены в одном районе. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом и принимать активное участие в совместных мероприятиях. Для совместной работы школы и детского сада составляется план по преемственности.

Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Перед началом каждого учебного года мы, дошкольное учреждение и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект плана совместной деятельности на учебный год. В договоре мы обязательно обозначаем цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы на учебный год.

Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы между дошкольным учреждением и школой. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия планов были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольного учреждения.

В 2016-2017 учебном году педагогический коллектив ДОУ и школы продолжили работу над решением главной цели – обеспечение качественного дошкольного образования путем совершенствования системы работы по созданию единого образовательного пространства по преемственности воспитания и обучения детей между дошкольным учреждением и школой в направлениях:

- совершенствование системы непрерывного дошкольного и начального школьного образования;

- сохранение специфики содержания форм и методов в обучении, воспитании и развитии на начальном этапе образования.

Работая над проблемой преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

• Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;

• Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;

• Создание единой стратегии в работе с родителями;

• Обеспечение профессионального роста педагогов.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Вот тот минимум качеств, которыми должен обладать выпускник нашего ДОУ:

• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

• Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;

• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Методическая работа осуществляется через проведение следующих мероприятий:

1. В конце учебного года, в мае каждый год проходит заседание ШМО учителей начальных классов с участием воспитателей детского сада, специалистов ДОУ, логопеда школы, учителей начальных классов на тему : «Подготовка детей к школе».

2. Изучение нормативных документов по подготовке детей к школе.

3. Изучение и анализ программы начальной школы и детского сада:

4. Взаимопосещение:

- посещение воспитателями детского сада уроков в начальной школе

- посещение учителями начальных классов занятий в детском саду – развитие речи. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

- родительское собрание «Готовим детей к школе»

Работа с детьми осуществляется через проведение следующих мероприятий:

1. Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу.

- Участие детей подготовительной группы в проведении «Дня знаний»

- Экскурсия детей дошкольного возраста по школе

- Экскурсия в библиотеку, беседа о книгах

- Экскурсия в музей школы, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей.

- Участие в празднике «Посвящение в школьники» детей подготовительных групп

- Театрализованные игры на свежем воздухе «Зимние забавы»

- Выставка рисунков для школьников: «Я рисую мир»

- Участие детей подготовительной группы в празднике «Мы школьниками стали»

- Веселые старты (между командой 1 классов и подготовительной группой)

- Совместный праздник «Русская масленица»

- Выпускной праздник «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

2. Обеспечение своевременного осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей старшей и подготовительной группы, 1 классов; отметка об уровне их физического развития.

3. Оказание детскому саду шефской помощи.

- Изготовление игрушек к Новому году - акция «Начальная школа – детскому саду: новогоднее чудо»

- Изготовление подарков подготовительной группы на выпускной бал.

- Концерт учащихся начального звена для детей дошкольного возраста.

4. Психолого-диагностическая и коррекционно-развивающая работа.

- Проведение психодиагностической работы с детьми 6-7 летнего возраста, направленной на выявление уровня развития ребенка.

- Развивающие занятия психолога с детьми подготовительной группы

- Обследование уровня речевого развития детей подготовительной группы.

По итогам 2015-2016 учебного года количество детей в подготовительный группе МБДОУ д/с №31 «Родничок»(по списку) 19 чел., старшая группа 2чел.

п/п Компоненты психологической готовности начало года

конец года

Уровни кол-во детей % Уровни кол-во детей %

1 Интелектуальная готовность В 3 15% В 5 24%

С 12 55% С 14 66%

Н 6 30% Н 2 10%

2 Мотивационная готовность В 3 15% В 4 19%

С 13 60%

25% С 15 71%

10%

Н 5 Н 2

3 Коммуникативная готовность В 3 15% В 4 19%

С 13 60% С 15 71%

Н 5 25% Н 2 10%

4 Эмоционально-волевая готовность В 3 15% В 5 24%

С 13 60% С 14 66%

Н 5 25% Н 2 10%

В начале учебного года было обследовано 20 детей из подготовительной группы и 2 ребенка из старшей группы, из них 3 ребенка (15%) имели высокий уровень психологический готовности к школьному обучению, 13 детей (55%) – средний уровень, 6 детей (30%) - низкий уровень.

В конце учебного года было обследовано 21 ребенок, из них 4 детей (19%) имеют высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, 17 детей (71%) – средний уровень, 2 детей (10%) – низкий уровень.

На основании полученных психодиагностических данных 85% детей имеют желание учиться и посещать школу, располагают достаточными знаниями об окружающем мире, достигли определенного уровня физической и психологической выносливости, имеют достаточно развитые интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, располагают определенным уровнем речевого и коммуникативного развития, т. е. психически готовы к школьному обучению.

Наш детский сад также тесно сотрудничает с музыкальной школой поселка Дружбы, в которой учатся дети, начиная со старшей группы детского сада. Музыкальная школа регулярно организует в нашем детском саду музыкальные вечера «Музыкальная шкатулка» - это вечера игры на музыкальных инструментов. Дети очень любят эти вечера, которые способствуют их желанию учиться в музыкальной школе.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. В детском саду работает школа для родителей выпускных групп «Первый раз в первый класс». Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

А так же проходят тематические выставки для родителей:

- подготовка детей к школе

- уголок школьника

- «Что должен знать и уметь первоклассник»

Ожидаемые результаты.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Государственно-общественное управление образованием в ДОУ На данном этапе развития современного общества меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все социальные институты.

Как обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. Как обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием? Грабарь Э. А. МБДОУ Детский сад №5 «Незабудка» воспитатель.

«Математические вести». Урок математики во 2 классе по теме «Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы» Тема: «Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы» (с. 120 -121) Цель: знакомить учащихся с приёмом поразрядного сложения.

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием «Школьное обучение.

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л.

Преемственность между школьным и дошкольным образованиемПреемственность между школьным и дошкольным образованием Преемственность между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Работа школы и дошкольного учреждения предусматривает.

Преемственность между школой и ДОУ Преемственность между школой и ДОУ. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить.

Преемственность в обучении между начальной школой и средним звеном Выступление на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума по теме: Преемственность в обучении между начальной школой.

Районное методическое объединение по преемственности между дошкольным и начальным уровнями образованияРайонное методическое объединение по преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть.

Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в содержании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием
Опубликовано: 12 января 2017 в 11:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Проняева (УИ 501048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД