Наталья Репченко
Государственно-общественное управление образованием в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На данном этапе развития современного общества меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все социальные институты жизни. Процессы развития образования, в том числе и дошкольного, усложнились и затрагивают практически все элементы образовательной системы, поскольку появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и экономический статус дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Государственно-общественное управление образованием в ДОУ» размещена в разделах
На фоне сложившейся ситуации одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, социальными институтами и родительской общественностью. В тоже время существует потребность в разделении ответственности за качество образования с самим потребителем образовательных услуг.
Именно поэтому в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным становится вопрос развития государственно-общественного управления в ДОУ, которое в настоящий момент является всеобщей тенденцией и находится в стадии динамичного развития.
Необходимо отметить, что государственно-общественное управление – реальная потребность в деятельности ДОУ, обеспечивающая механизм повышения качества образования и условий деятельности учреждения, требующая от руководителей и педагогических работники компетентности в вопросах проектирования, организации и оценки его эффективности.
Таким образом, под государственно-общественным управлением понимается участие и взаимодействие в управлении ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО, с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенции государства в сфере дошкольного образования, а, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области дошкольного образования гражданского общества, населения.
Цель такого взаимодействия – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении ДОУ в интересах ребенка, семьи, общества и государства.
Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. При этом следует понимать, что государственно–общественное управление представляет собой систему взаимодействия, основанную на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств в управлении образованием.
Государственно-общественное управление ДОУ, основанное на гуманизации и демократизации воспитательно-образовательного процесса, развивается с учетом таких принципов как: открытость и демократичность, согласованность и взаимодействие, участие и соуправление.».
Сегодня на основе Закон РФ «Об образовании» сформирована федеральная и региональная нормативная база, необходимая для расширения общественного участия в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Также необходимо отметить, что Устав любого детского сада предполагает наличие в нем органов общественного соуправления. Наиболее распространенными его формами являются: Родительский комитет, Совет детского сада, Попечительский совет, педагогический совет, родительское собрание и др.
В положениях о создании органов дошкольного соуправления четко обозначены те функции, которые они должны выполнять. В качестве основных функций можно выделить следующие:
совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования в ДОУ;
участие в развитии воспитательного процесса в ДОУ;
привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития ДОУ;
совершенствование материально-технической базы ДОУ;
защита прав и интересов основных участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, сотрудников ДОУ);
решение конфликтных вопросов с участниками образовательного процесса.
Таким образом, можно отметить, что различные структуры государственно-общественного управления, действующие в ДОУ, выполняют главную задачу – обеспечивают открытость образовательной системы, постоянную внешнюю оценку, своевременное решение проблем, сохранение позитивного имиджа образовательной организации и как следствие высокую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.