Эмма Грабарь
Как обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.
▼ Скачать + Заказать документы
Как обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием?
Грабарь Э. А.
МБДОУ Детский сад №5 «Незабудка» воспитатель.
В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование, подчеркивается необходимость обновления и повышения его качества. Ведь качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования, то есть качество школьного обучения.
Темочки:
Мы, дошкольные работники, хорошо понимаем стоящие перед нами задачи: обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием, создать равные стартовые условия для детей, идущих в школу. В их жизни начнется новый период, так не похожий на дошкольное детство. Маленький школьник вступит в «эру восхождения к социальной зрелости». А пока он только приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.
Вот те принципы на которые опираемся мы в своей работе с целью повышения качества дошкольного образования :
- воспитание гуманистической направленности дошкольника любви к семье, Родине, природе, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека);
-развивающий характер образования-ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, развитие речи;
-развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями возможностями.
Ориентация на особенности дошкольного возраста (мышление, коммуникации, игры, лучше готовит к школьному обучению, чем прямое натаскивание на школьные виды деятельности. Нельзя не учитывать тот факт, что телевидение, видио, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой современным ребенком информации. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать эту информацию. Развивать подобные умение помогает игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют и получают знания об окружающей действительности. В игре развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение. Дисциплинированность, ловкость.
Большое место отводим разнообразным играм с готовым содержанием и правилами; настольно-печатным, дедактическим. Эти игры содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составлять узор, найти правильный путь в лабиринте,осознать игровые правила (соблюдать очередность, передвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова, контролировать себя, добиваться выигрыша. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе.
В свободном пользовании детей всегда находятся разнообразные развивающие игры : «Танграм», «Геоеонт», «Составь узор». «Уникуб», «Кубики на всех»и т. д. Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей.
Ребенку поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире- о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество-степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном возрасте представлений.
Таким образом, признание самоценности дошкольного периода детства, обеспечение комфортного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие личностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени образования- вот те ценности и ориентиры, к которым должны стремиться дошкольные работники в повышении качества дошкольного образования.