Максимова
Преемственность между дошкольной и школьной службой логопедического сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность между дошкольной и школьной службой логопедического сопровождения.
Мы решили поднять эту тему не случайно. Дело в том, что в связи с изменениями социальной ситуации, запросов современного общества, здоровья детей и подростков были разработаны и вступили в силу образовательные стандарты на государственном уровне. Качественно новый подход к процессу и результатам обучения и воспитания касается и дошкольного и школьного звена. Была выдвинута идея и сформирована концепция непрерывного образовательного процесса. Заговорили о необходимости обеспечения и реализации преемственности в работе всех уровней образовательных учреждений. Естественно мы должны идти в ногу со временем, подстраиваться под новые требования. Тем более что они очень логичные, правильные и понятные.
Публикация «Преемственность между дошкольной и школьной службой логопедического сопровождения» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Так что же такое преемственность. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования и воспитания к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания, основанный на взаимодействие служб.
Следовательно, преемственность между специалистами и звеньями обучения и воспитания означает связь между различными этапами или ступенями. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.
Цель данной системы преемственности – реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Преемственность с точки зрения дошкольного отделения– это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции логопедического отделения школьного возраста – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Организация нашей работы происходит с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
С сентября 2015 года по сентябрь 2016 года к нам в учреждение поступило 14 первоклассников. В ходе логопедического обследования у 80% детей были выявлены нарушения звукопроизношения, в большей степени- полиморфные нарушения. Также у детей отмечается серьёзная недостаточность фонематического восприятия, анализа и синтеза на всех уровнях. Учитывая особенности наших воспитанников, отмечаются и лексико-грамматические нарушения, несформированность графомоторных навыков и навыка чтения.
По штатному расписанию в школьном отделении нашего учреждения не положен учитель-дефектолог. Поэтому мы охватываем очень большой объём работы и по формированию связной речи, лексики и грамматики. Учитывая специфику работы школьного логопеда, а именно формирование навыка чтения и письма, а также профилактику и коррекцию имеющихся нарушений чтения и письма, нам крайне сложно организовать работу по постановке, а особенно по автоматизации поставленных звуков. Постольку, поскольку воспитанник переходит из дошкольного отделения в школьное : меняется режим ребёнка, где половину дня он находится в школе, где речь ребёнка практически не контролируется, в графике ребёнка появляется большое количество кружков, где педагогу практически невозможно следить за правильным произношением ребёнка. На долю воспитателя остаётся лишь пара часов для того, чтобы помочь ребёнку ввести поставленный звук в речь. Поэтому чаще всего становится результатом нашей работы лишь «кабинетный звук».
Взаимодействие логопедов дошкольного и школьного отделения может осуществлятся в:
-ознакомлении со списочным составом детей;
-ознакомлении с дефектами речи у детей согласно списку;
-составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
-составлении подробной характеристики воспитанников в ходе работы совещания-“круглого стола” (май);
-передаче сопроводительных карт воспитанников дошкольного отделения (май);
-ознакомлении с планом сопровождения воспитанников;
-участии в работе совещания -“круглого стола” на базе школы.
Результатом совместной работы логопедов дошкольного и школьного отделения будут являться:
• более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
• успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах дошкольного отделения;
• стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
• отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов дошкольного и школьного отделения;
• возможность отслеживания логопедами дошкольного отделения результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
• прогноз уровня усвоения учебного материала воспитанниками, составление плана сопровождения детей.
• Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.
• Целостное видение проблем будущего ученика.
• Экономию времени в диагностировании ребенка.
• Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.
• Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения наших детей.
• Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала воспитанниками.
Исходя из вышесказанного предлагаем:
1. Учителям-логопедам дошкольного и школьного отделения наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
2. Учителям-логопедам дошкольного и школьного отделения включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
3. Организовать взаимодействие учителей-логопедов дошкольного и школьного отделения по вопросам преемственности в коррекционной работе.
4. Учителям-логопедам дошкольного отделения заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в 1 класс и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка. (Приложение 1). Карточка по выпуску облегчит нам обследование, поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком.
• Организовать взаимодействие учителей-логопедов дошкольного и школьного отделения и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.
В заключении хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно.
Наше тесное взаимодействие поможет вам (логопедам дошкольного отделения, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы школьного отделения логопедического сопровождения, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. Это возможность отследить динамику их коррекции и развития детей.
В свою очередь, наше отделение, познакомившись ближе с работой коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого, что в свою очередь будет способствовать более легкой адаптации ребенка к школьному обучению, более успешному овладению школьной программы и, как следствие, повысить шансы воспитанника на удачную социализацию в общество.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 15»
Выступление на педагогическом совете
Тема: Преемственность между дошкольной и школьной службой логопедического сопровождения.
Выступала: Максимова Н. В.
Санкт-Петербург 2017