Наталья Шишкина
Преемственность дошкольного и начального общего образования средствами STEAM-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Павловская СОШ» структурное
подразделение «Детский сад
«Золотой ключик
Воспитатель: Шишкина Наталья Владимировна
Преемственность дошкольного и начального общего образования средствами STEAM – технологии.
Публикация «Преемственность дошкольного и начального общего образования средствами STEAM-технологии» размещена в разделах
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку «исследование - конструирование - технология - изготовление - доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации». Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Особое значение придаётся дошкольному и начальному общему уровням образования, так как в данный период закладываются фундаментальные основы личности ребёнка. Поэтому современный образовательный процесс переносит акцент на развитие личности ребёнка младшего возраста во всём её многообразии : любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих социальную компетентность и познавательную активность.
Возникает вопрос: что делать воспитателю в детском саду и учителю в начальной школе, чтобы вырастить личность, максимально подготовленную к современным реалиям? На что опереться педагогу, где взять инструменты и время для решения данной задачи в процессе освоения детьми основной образовательной программы?
По мнению коллектива наших педагогов, решение вышеназванных задач, может быть достигнуто посредством внедрения в образовательный процесс инновационных парциальных программ, направленных на развитие личности ребёнка, и созданных, как программы преемственные для дошкольного и начального школьного уровней образования.
Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «STEAM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. Данными характеристиками обладает в полной мере. (Слайд 1)
Аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — расшифровывается как Наука, Технологии, Инженерия, Математика и обозначает практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации учебного процесса. (Слайд 2).
Парциальная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «STEAM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит из отдельных образовательных модулей, рекомендованных, как к комплексному, так и к самостоятельному использованию в детских садах и младших классах школы.
Преемственность образовательных модулей программы носит системный характер. Так, образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» (Слайд 3, составляющий, фактически, основу STEAM – образования на дошкольном уровне, находит своё продолжение в модулях «Инженерия», «Логика и комбинаторика», «Робототехника и искусственный интеллект» программы для уровня начального общего образования.
Образовательный модуль «Лего – конструирование» (Слайд 4, создающий условия для развития у дошкольников не только навыков конструирования, но и для ознакомления с базовыми физическими понятиями и осмысления причинно – следственных связей, коррелирует с модулем «Инженерия» на начальном общем уровне образования. Содержание модуля «Инженерия» направлено на совершенствование вышеуказанных компетенций, а также обеспечивает следующий шаг в развитии инженерного решения в процессе освоения разделов «Объёмное конструирование», «3D – моделирование», «Дизайн».
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» (Слайд 5) дошкольного уровня реализации программы позволяет поддерживать природную любознательность детей, развивать навыки самостоятельного исследовательского поиска, сбора и анализа информации, проведения опытно – экспериментальной работы, защиты выводов своего исследования. Развитые исследовательские способности детей становятся залогом не только успешного освоения всех модулей программы STEAM – образования, но и обеспечивают достижения в освоении учебных предметов. В то же время, образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» находит непосредственное продолжение в образовательном модуле начального общего образования «Исследовательская деятельность», который обеспечивает формирование таких исследовательских способностей детей, как умение видеть проблемы, задавать вопросы разных типов, формулировать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, собирать и анализировать информацию из различных источников, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, защищать результаты исследования.
Образовательный модуль «Роботехника» (Слайд 6) для дошкольного уровня реализации программы непосредственно связан с образовательным модулем «Робототехника и искусственный интеллект» для начального общего образования. Названия модулей отражают вышеназванную уникальную характеристику программы: преемственность, при сохранении полной возможности освоения образовательного модуля и без предшествующего этапа.
Образовательный модуль «Математическое развитие», позволяющий обеспечить формирование ключевых для STEAM – образования математических понятий и элементарных математических представлений в сознании ребёнка дошкольного возраста, находит своё продолжение в образовательном модуле «Логика и комбинаторика» Содержание образовательного модуля «Логика и комбинаторика» расширяет и конкретизирует смысловые линии начального курса математики.
Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир» на уровне начального образования содержательно расширяется в образовательном модуле «Информационные и медийные технологии» На дошкольном урове образования Мультстудия выступает, прежде всего, современным дидактическим средством познавательного, речевого, социально – коммуникативного и художественно – эстетического развития детей.
Очевидно, что информация обновляется сегодня с огромной скоростью, и для жизни в современном мире ребёнку нужен ещё и действенный инструмент адаптации: умение работать с информацией, критическое мышление, гибкость, креативность и т. д. Программа позволяет построить данный процесс с опорой на принципы преемственности, поддержки творческой инициативы ребёнка, системности.