Кристина Софьина
Преемственность детского сада и семьи (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Публикация «Преемственность детского сада и семьи (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлена наша работа - творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений разного уровня. Педагоги дошкольного образования охватывают тот период, когда закладываются основные структуры личности ребенка. Одной из важнейших задач Стандарта на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности. Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. А развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Но наряду с тем, что семье принадлежит ведущая роль в неформальном образовании, в приобщении ребёнка к общечеловеческим ценностям, в самовоспитании через приобщение к детской субкультуре, по данным дефектологов, в психофизическом развитии детей раннего возраста при переходе из семьи в детский сад выявлены отклонения, которые являются следствием не только органических или функциональных нарушений. Для специалистов становится всё более очевидной необходимость профессиональной поддержки и максимально раннего включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Было установлено, что не только в раннем возрасте, а на протяжении всего периода дошкольного детства родители постоянно испытывают трудности и остро нуждаются в помощи специалистов.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения с семьями лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования личностных и деловых отношений.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие в:
-организации образовательного процесса;
-создании творческих групп;
-разработке планирования разных видов деятельности;
-разработке собственных программ, планов для работы с родителями;
-привлечение родителей к оценке и изучению за деятельностью ДОУ.
Для реализации этой задачи необходимо:
-Внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения.
-Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
-Воспитание родителей как актуальных заказчиков образовательных услуг.
-Активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения.
-Создание комплекса необходимых условий на всех этапах образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Педагоги нашего ДОУ уделяют большое внимание сотрудничеству с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.