Екатерина Пургина
Прект «Россия — Родина моя» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20» с. Троицкое
Проект
Воспитатель: Пургина Е. Р.
2019 г.
Паспорт проекта
Тема: ««Моя Родина - Россия!»»
Тип проекта: информационно - творческий.
Авторы проекта: воспитатель Пургина Е. Р.
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20», с. Троицкое
Публикация «Прект „Россия — Родина моя“ в старшей группе» размещена в разделах
Участники проекта:воспитатель, воспитанники старшей группы, родители
Сроки реализации проекта: с 9 по 15 ноября (краткосрочный)
Актуальность
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Наша Родина-Россия»
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
В. Гудимов
Социальные партнеры: МОУ СОШ с. Троицкое, детская библиотека г. Богданович
Проблема: Задача воспитания чувства патриотизма традиционно решалась в ДОУ, но результаты бесед, наблюдений, изучения продуктов деятельности детей показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашей страны. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Наша Родина - Россия». Именно этот метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Цель проекта:
Формирование у детей патриотических качеств к своему краю и стране.
Задачи проекта:
Обучающие:
• дать сведения об истории страны, ее символике;
• познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
• познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;
• рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День народного единства.
Развивающие:
• формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;
• развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям.
Воспитательные:
• воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
• воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
• вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
- формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины; повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне;
- знать историю своей страны, ее героев.
Для родителей :
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду
Для педагогов:
- получение знаний и опыта в реализации проектной деятельности; самообразование;
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями :
- подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы;
- беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
II этап – основной (практический)
1. Познавательное развитие.
- Организационная образовательная деятельность: «Наша Родина-Россия», «День народного единства».
- Рассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому», «Россия – Родина моя».
- Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
- Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России».
-Просмотр мультфильма «Россия».
2. Речевое развитие.
- Беседы об истории праздника Дня народного единства, «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
- Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок, В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок, М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».
3. Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства».
-Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву».
-Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства»
-Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. Оформление уголка патриотического воспитания; флаги, атрибутика военных разных времён (шлем, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением боёв, парада и т. п.
-Наблюдение: «Где мы видим флаг России».
4. Художественно-эстетическое развитие
-Рисование: «Белый, синий, красный», «Кремль».
-Лепка: «Царь-колокол, Царь-пушка».
-Оригами: «Матрешка и неваляшка».
-Аппликация: «День народного единства», «Русская березка».
-Конструирование: «Кремлевская стена», «Старинная крепость».
-Создание герба группы.
Музыкальная деятельность:
- Организационная образовательная деятельность: «День народного единства».
-Слушание Гимна России, слушание музыкальных произведений о Москве, слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш».
-Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
5. Физическое развитие.
-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду».
- Хороводная игра «Веночек», «Платочек».
-Спортивная игра «Крепость и защита».
- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
Мероприятия с родителями :
- Оформление папок – передвижек для родителей на тему : «Воспитываем патриота».
- Викторина «Что? Где? Когда?».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
III этап-заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта
- итоговое интегрированное занятие «День народного единства».
- выставка детского творчества: «Наша Родина-Россия»
- презентация проекта.
План реализации проекта
№ Вид деятельности Тема Цель и задачи
Работа с детьми
1 Познавательное развитие.
НОД
«Наша Родина-Россия», «День народного единства».
Расширять представления детей о территории России, народах, её населяющих, воспитывать уважение к их культуре, языку, воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
2 Рассказ воспитателя «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому», «Россия – Родина моя». Формировать знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою Родину
3 Беседа Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей
4
Дидактические игры:
«Символика России», «Костюмы народов России».
Формировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ
- расширять знания об истории праздника «День Флага России», о государственной символике (герб, флаг, гимн)
5 Речевое развитие.
Беседы История праздника Дня народного единства,
«Кто такие Минин и Пожарский?»,
«Что означает – народное единство?». Расширение представления детей о национальных праздниках.
Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.
6 Чтение, обсуждение, заучивание стихов:
С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок,
В Жуковский: «Родного неба милый свет»,
К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок,
М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…»,
З. Александрова: «Родина»,
А Прокофьев: «Родина». Формирование представлений и знаний детей о празднике и его происхождении, а так же русских традициях и истории.
7 Социально-коммуникативное развитие.
Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства».
Воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам России (флаг, герб, гимн)
Сюжетно-ролевые игры:
«Защитники», «Путешествие в Москву», «Московская семья». Учить детей в игре подчиняться определенным правилам. Воспитывать интерес и желание быть достойными защитниками своей Родины
Презентации
«Наша Родина-Россия», «День народного единства», Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.
Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов:
Оформление уголка патриотического воспитания;
воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма.
Наблюдение
«Где мы видим флаг России».
Закрепить знания детей о символе России – государственном флаге, познакомить детей с представлением о флаге, как о государственном символе, со значением флага в современной жизни, со значением цветов, изображённых на флаге; воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
«Белый, синий, красный»,
«Кремль».
Закрепить знания о Государственной символике России. Учить рисовать предметы прямоугольной формы. Создавать простейший вид изображения (белый, голубой, красный). Упражнять в умении закрашивать рисунок, используя прием растягивания краски слева направо. Развивать патриотические, этические и эстетические чувства.
Лепка:
«Царь-колокол, Царь-пушка». Научить детей лепить Царь-пушку, Царь-Колокол скульптурным способом. Закрепить приемы лепки: раскатывание, сглаживание, вдавливание, вытягивание; использовать стек для создания выразительности образа.
Аппликация
«День народного единства», «Русская березка».
Формирование патриотизма у детей. Задачи: Расширение представления детей о национальных праздниках.
Конструирование
Кремлевская стена», «Старинная крепость».
Расширить и обобщить знания детей о достопримечательностях Москвы». Формировать представление о достопримечательностях Москвы; закреплять понятия: Красная площадь, Кремль. Умение создавать разнообразные конструкции, выделять основные части; Самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, конструкторские навыки
8 Музыкальная деятельность:
Праздник
«День народного единства».
Воспитание духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России. Закреплять у детей знания о государственной символике страны.
Слушание
Гимна России, музыкальных произведений о Москве, слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш». Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Способствовать. - формированию музыкального вкуса, культуры слушания; - обогащению музыкальных впечатлений. Содействовать - формированию умения высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения; - развитию чувства ритма, музыкального слуха.
9 Физическое развитие.
-Русские народные подвижные игры: -
«Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду».
Упражнять в беге с увертыванием, в ловле. Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. Согласовывать слова с игровыми действиями. Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать целеустремленность, положительный эмоциональный настрой.
Хороводная игра
«Веночек», «Платочек». Учить медленно, передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.
Пальчиковая гимнастика «Наш дом» Развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики.
10 Мероприятия с родителями :
Оформление папок – передвижек для родителей
«Воспитываем патриота». Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, к детскому саду, улице, деревне; формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Рекомендации
Какую литературу можно прочесть детям по этой теме. Знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
11 III этап-заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта.
- выставка детского творчества.
«Наша Родина-Россия
Итоговый продукт:
В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; знают имена тех, кто прославил свою Родину; проявляют интерес к событиям жизни страны, и отразили свои впечатления в продуктивной деятельности.
Используемая литература
1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 14.
2. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
3. Левашов В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006
4. Лукьянова В. П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
5. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
6. Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 20 – 26.
7. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43
8. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
9. Устякин В. Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.
16. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.
17. Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,2000г.