Мария Белоусова
Предупреждение нарушений письменной речи у детей 5–7 лет в условиях логопедической группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы, а именно получение образовательных услуг детьми с ограниченными возможностями здоровья назрела давно в обществе. Администрацией г. Перми, Департаментом образования этой проблемы посвящен проект «Образовательные услуги детьми с ОВЗ». Система образования отмечает неуклонный рост и увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения. Специальными исследованиями была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что одна треть или 40 % учащихся с дефектами речи являются неуспевающими по родному языку. Именно поэтому так остро встает вопрос профилактики возникновения дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Предупреждение нарушений письменной речи у детей 5–7 лет в условиях логопедической группы ДОУ» размещена в разделах
Учитывая актуальностью темы, мы определили цель и задачи
Целью нашей работы является создание необходимых условий для подготовки детей логопедической группы к овладению письменной речью. В соответствии с целью поставили задачи:
1. Разработать модель предупреждения нарушения письма.
2. Вовлечь в педагогический процесс узких специалистов и родителей через интегрированные формы взаимодействия.
3. Систематизировать и адаптировать дидактический материал по пропедевтике письменной речи через основные блоки модели.
4. Разработать технологию коррекционных занятий с детьми 5 - 7 лет с ОВЗ.
5. Создать условие для развития интегративных качеств личности в соответствии с ФГОС (компетентность, ответственность, произвольность, самооценка, любознательность, эмоциональная отзывчивость, целеполагание).
Мы решили, что для реализации поставленных задач необходимо создание условий, которые должны способствовать развитию полноценной личности:
1. наличие предметно-развивающей среды (пособия, дидактический материал);
2. наличие картотек, игротек по реализации коррекционных блоков
3. взаимосвязь и взаимопомощь узких специалистов в реализации поставленных задач;
4. создание психологического климата в группе для развития интегративных качеств личности
И так результат проделанной работы, мы хотим видеть успешного ребенка, который бы принял новую для себя социальную позицию - ученика, который психологически готового к учебной деятельности, интеллектуально образованного, с развитыми познавательными процессами, с интегративными качествами личности.
Пропедевтическая работа с детьми-логопатами в условиях дошкольного образовательного учреждения является профилактической нарушения письменной речи у младших школьников. Составленная нами схема представляет собой модель предупреждения нарушений письма, которая базируется на научных принципах.
Коррекция тяжелых нарушений речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Ключевая роль отводится диагностике. В основу обследования положены как традиционные методы, так и методы нейропсихологического обследования. Обследовав ребенка, мы смотрим, какие есть нарушения в развитии психических процессов. З. А. Репина предупреждает об ошибке логопедов, которые пытаются сразу же браться за коррекцию звукопроизношения. Мы начинаем работу с восстановления психологической базы речи, а именно, с развития внимания, восприятия, памяти, мышления. Воспитателем группы обобщен опыт по развитию высших психических функций. Он представлен планом дидактических игр, игровых упражнений, позволяющих у детей скомпенсировать и развить достаточный уровень всех психических процессов. Взаимодействие с психологом состоит в комплексном обследовании психомоторного развития ребенка и мониторинга развития личностных качеств. Педаог-психолог по результатам сравнительной диагностики с обычной общеобразовательной группой отмечает лучшую динамику развития психических процессов, именно у детей логопедической группы. Таким образом, разработанная и интегрированная нами система доказывает свою эффективность.
Дополнительно с детьми проводится корригирующая гимнастика и ритмика. Наряду с артикуляционной гимнастикой, играми по подражанию, на
развитие темпа и ритма, закрепляемыми музыкальным руководителем хочется подчеркнуть вклад данного специалиста в воспитание у детей эмоционального отклика на сопереживание персонажам сказок, историй музыкальных и художественных произведений. Социализация детей происходит на праздниках, развлечениях, во время посещений детьми театров, филармоний. Дети выполняют инструкции взрослых, способны планировать свои действия, откликаются на эмоции близких людей и друзей, таким образом, у них формируется ответственность, произвольность, способность управлять своим поведением, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Прививаются нравственные ценности
Всем знакома истина «Пальцы помогают говорить», вначале влияем на устранение дефектов речи, а затем, на процесс письма. Заслуживает внимания, разработанный совместный проект «Слышать, говорить и в письме успешным быть!» Данный опыт позволил родителям включиться в воспитательный процесс. Педагогами и родителями создавались развивающая среда в группе : пособия, игры, тренажеры по развитию руки к письму. Используя разработки Липаковой В. И. и других авторов по развитию у детей зрительнопространственных функций, мы предотвращаем одну из причин возникновения оптической дисграфии. Таким образом, развивая мелкую моторику руки, пространственные представления мы влияем положительным образом на структурные изменения в коре головного мозга, воздействуем на речевой дефект и готовим руку к письму.
Наряду с общей и мелкой моторикой у детей логопедической группы идет работа и над артикуляцией. Здесь важна взаимосвязь с медицинскими работниками. Родителям наряду с традиционными, медикаментами методами лечения рекомендуется и альтернативные, такие как Денс-терапия (эффективность логопедического взаимодействия увеличивается в 4 раза). Ручной массаж языка воздействует на активные точки, баночный массаж, использование компьютерных, логопедических игр и технологий для развития дыхания, просодики и всех компонентов речи наиболее действенны для детей с тяжелыми нарушениями речи. Будем помнить. Что дети 21 века - это «компьютерные» дети! И, именно, благодаря этим технологиям у детей стойко поддерживается познавательный интерес, мотивационная готовность к обучению в школе, любознательность. Достижение состояния успеха у ребенка повышает его самооценку.
Ведущим в структуре речевого дефекта в старшей логопедической группе является нарушение фонетики. Нарушение звукопроизношения - это верхушка айсберга. В школе данная проблема выражается в том, как ребенок говорит, так он и пишет. Появившийся звук «приветствуется» всей группой, таким образом, обеспечивается успех ребенку, уверенность в своих силах, чувством победы.
Велика роль взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей. Она проявляется в успехах детей. Отправляясь в страну звуков, обратно ребенок возвращается с радостью в детский сад. Оценивая свою деятельность. «Заработавший» большее количество фишек едет в первом вагончике. Мы аплодируем его успехам.
После возвращения в группу дети радостно сообщают воспитателю о количестве «заработанных» фишек, в каком вагончике и с кем ехали вместе. Данный прием стимулирует детей к повышению познавательного интереса, любознательности. Так однажды, попав в ситуацию успеха, ощутив радость победы, он стремится вновь ощутить этот полет души.
Интересен такой прием, как взятие на себя роли «учителя» ребенку, более успешному и желание помочь тому, кто отстает. Этот прием используем при составлении предложений по картинкам, либо при описании игрушки.
Таким образом, применяя разные формы сотрудничества и приемы воздействия, мы в первую очередь обращаем внимание на психологическую составляющую успеха, а затем на формирование различных умений и навыков. Лурия А. Р. подчеркивает, что любая деятельность на 80 % зависит от мотивации и только 20% от наших способностей. Целостная система коррекции нарушения речи и профилактики письма включает в себя просвещение и использование активной родительской помощи. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей способствует пониманию педагогов и родителей, повышает ответственность взрослых за результаты совместной деятельности, создает предпосылки для успешного обучения детей в школе. Разработанная нами, апробированная система коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения, позволяет в определенной мере оптимизировать процесс адаптации детей к школе, так как 100% выпускников логопедических групп идут в общеобразовательные школы, а от 30% и более из них поступают в гимназии и гимнастические классы.
Список литературы:
1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов н/ Д: Феникс, 2011. — 77 с.
2. Баль Н. Н. Обследование письма и чтения у младших школьников /
Н. Н. Баль, И. А. Захарченя. - Минск, 2001.
3. Кабанова Т. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями / Домнина О. В., Т. В. Кабанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.