Людмила Солдатенко
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недорозвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недорозвитием речи
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии.
Публикация «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недорозвитием речи» размещена в разделах
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвития речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике. Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.
Причинами дисграфии и дислексии у детей могут быть врождённые нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.
Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно группировать следующим образом:
• искажения и замены букв;
• искажения звуко-слоговой структуры слова;
• нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
• аграмматизмы на письме.
Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является соответствующее возрасту развитие у ребёнка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребёнка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Таким образом, на занятиях с дошкольниками педагоги (воспитатели, учитель-логопед) должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям, а именно:
• формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
• развивать мелкую моторику рук;
• ориентировки в пространстве;
• развивать все психические процессы;
• готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
В процессе своей работы я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.
Развитие слухового восприятия.
Для эффективного развития слухового восприятия у ребенка-дошкольника я рекомендую использовать дидактические упражнения, такие, как:
1. «Где звук и сколько слогов» - Ребёнку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображён предмет.
2. «Что изменилось» - Ребёнку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка – корка, мишка – мышка, лук – люк.
3. «Зашифрованное слово». Перед ребёнком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображённых предметов нужно получить новое слово – каша.
Так же для развития слухового восприятия важно использовать игры различной направленности:
• Для формирования слухового внимания: «Угадай, кто это?».
• Для формирования навыка определения направления звука : «Где позвонили?» «Жмурки с голосом».
• Для различения силы и громкости звука: «Скажи тихо – скажи громко» - по условному знаку педагога.
Все эти игры можно проводить, используя героев сказок. Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: «Отстучи телеграмму доктору Айболиту».
Таким образом, я развиваю и речевое, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.
Развитие зрительного восприятия.
В этом разделе так же эффективны приемы использования игр и
упражнений, формирующих правильное восприятие силуэта буквы в дальнейшем процессе обучения:
• Название контурных изображений предметов.
• Игра «Чей силуэт?» - Название недорисованных контурных изображений предметов.
• «Найди ошибки художников» - исправление силуэта.
• Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.
• Распределение изображенных предметов по величине (возрастание – убывание).
• «Лужайка». (Детям предлагаются разноцветные «лужайки», а также картинки с изображением предметов разного цвета.
Дается задание положить картинки на «свои» «лужайки», т. е. совпадающие по цвету.
• Составление разрезанных на части картинок. (от 4-х до 16).
• Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур: кругов, треугольников и т. д.
• Нахождение различий в двух картинках.
• Дорисовывание симметричных изображений.
Данную работу я рекомендую осуществлять как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. Задачи и содержание индивидуальных занятий определяются исходя из структуры и степени выраженности речевых нарушений, типологических особенностей каждого конкретного ребёнка.
Полноценная коррекционная работа невозможна была бы без участия в ней родителей.
В работе с родителями рекомендую использовать различные методы:
Анкетирование, консультации, обсуждение результатов тестирования или обследования ребенка. Проведение открытых занятий, размещение информации в родительских уголках.
Каждому учителю-логопеду я рекомендовала бы в обязательном порядке участвовать в родительских собраниях, посвящая свои выступления разным проблемам речевого развития, в том числе важности профилактической работы со стороны родителей по предупреждению нарушений чтения и письма.
Чрезвычайно важным является грамотное ведение индивидуальной тетради ребенка. Родители получают информацию через индивидуальную тетрадь, выполняя с ребенком задания по закреплению пройденного материала. Кроме заданий на закрепления звукопроизношения, звуко-слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков.
Таким образом, раннее выявление у детей проблем в развитии речи и оказание им систематической, целенаправленной, логопедической помощи в специально организованных условиях положительно влияет на речевую функцию дошкольников и предупреждает неуспеваемость учащихся в школе первой ступени.