Лучший педагог года

Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи в УМК «Школа России»

Денисова Ольга
Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи в УМК «Школа России»
▼ Скачать

Денисова О. В.

учитель начальных классов

ГБОУ школы №594

Московского района

Санкт-Петербурга

Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи

в УМК «Школа России» (Канакина В. П., Горецкий В. Г.)

1. Объём теоретических знаний о тексте и его признаках

Разделами «Наша речь» и «Язык и речь» начинается изучение русского языка в каждом классе (1 класс после «Азбуки», 2, 3, 4 кл. – 1-е части).

Публикация «Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи в УМК „Школа России“» размещена в разделах

Теоретические сведения, заявленные в программе:

Текст, признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей теста. План текста, Составление планов к заданным текстам, создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений) : изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение описание, сочинение-рассуждение.

Распределение теоретического материала по классам:

1 класс: текст, предложение, диалог, его оформление на письме;

2 класс: диалог и монолог, их оформление на письме, тема текста, основная мысль текста, части текста (начало, основная часть, концовка);

3 класс: типы текстов;

4 класс: план текста.

Определение понятий расширяется с течением времени. Так, в 1 классе текст – «состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить». Во 2 классе текст – «это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить».

2. Перечень видов упражнений, предлагаемых в УМК, систематичность их проведения.

а) работа с деформированным текстом (в каждой теме, т. е. в среднем, 1 раз в 2-3 урока);

б) изложение (в 1 и 2 классе нет, 3, 4 классы – в среднем, 1 раз в месяц);

в) сочинение (в среднем, 1 раз в месяц кроме 1 класса).

3. Тематика, жанровое и стилистическое разнообразие изложений и сочинений

1 класс:

• сочинение по серии картинок и опорным словам (1 раз);

• устное сочинение-описание картины (2 раза);

• самостоятельное составление рассказа по рисунку(3 раза);

• устное продолжение рассказа (2 раза).

Типы текста: описание, повествование

2 класс:

• устное составление диалога или монолога по картинке (4 раза);

• составление текста по ответам на вопросы (1 раз);

• сочинение по картине художника по заданному началу и опорным словам (1 раз);

• сочинение по серии картинок, вопросам и опорным словам (1 раз);

• сочинение по картине художника и опорным словам (1 раз);

• сочинение по картине художника (без указания направленности текста) (5 раз);

письменное сочинение по рисунку (без указания направленности текста);

• сочинение по серии картинок (1 раз);

• сочинение-описание по картине художника (1 раз);

• изложения отсутствуют, имеются подготовительные задания к ним: записать ответы на вопросы предложениями текста.

Типы текста: описание, повествование (преобладает)

3 класс:

• сочинение по рисунку и самостоятельно определённой теме (5раз);

• устное сочинение из лично опыта (1 раз);

• сочинение по картине художника и опорным словам (1 раз);

• составление текста по рисунку с использованием диалога (1 раз);

• сочинение по картине художника (без указания направленности текста) (2 раза);

• изложение текста-описания по вопросам и памятке (2 раза);

• изложение текста-описания по вопросам и самостоятельно составленному плану (1 раз);

• сочинение-описание по картине художника (1 раз);

• изложение текста-повествования по заданному плану (1 раз);

• сочинение-описание по картине художника и опорным словам (1 раз);

• изложение текста-повествования с деформированными частями по самостоятельно составленному плану и памятке (1 раз);

• свободный диктант (3 раз);

• изложение текста-повествования с элементами описания по самостоятельно составленному плану или по предъявленным вопросам(1 раз);

• изложение басни Л. Н. Толстого по памятке(1 раз);

• сочинение-описание или сочинение-отзыв по картине художника(1 раз);

• изложение текста-повествования по самостоятельно составленному плану (2 раза);

• составление текста-описания в научном стиле с самостоятельным выбором объекта (1 раз);

• составление объявления (2 раза);

• сочинение-отзыв по картине художника (2 раза);

• сочинение по образцу в жанре письма (1 раз);

• сочинение по серии картинок (1 раз);

• изложение текста по самостоятельно составленным вопросам и опорным словам;

• сочинение на лингвистическую тему (1 раз).

4 класс

• составление текста по рисунку с использованием диалога (1 раз);

• изложение текста-повествования по самостоятельно составленному плану (10 раз);

• сочинение на тему, выбранную из общего списка (2 раза);

• изложение текста-повествования по вопросам и памятке (2 раза);

• сочинение-описание по картине художника (3 раза);

• составление текста по рисунку с включением фразеологизма (1 раз);

• изложение текста-повествования с деформированными частями по самостоятельно составленному плану и памятке (1 раз);

• сочинение-отзыв по картине художника (5 раз);

• сочинение-рассуждение (2 раза);

• сочинение на тему, заданную в прочитанном стихотворении (2 раза);

• сочинение-описание самостоятельно выбранного объекта по аналогии (1 раз);

• сочинение по картине художника и заданному началу (1 раз);

• устное сочинение по рисунку (2 раза);

• составление текста-поздравления (1 раз);

• изложение текста-повествования по составленному плану (1 раз);

• сочинение из личного опыта (2 раза);

• сочинение по серии картинок и самостоятельно составленному плану (1 раз);

• составление текста-сравнительного описания по аналогии (1 раз).

Составляя список видов работ по развитию связной речи учащихся в УМК «Школа России» было отмечено отсутствие системы данных упражнений. Такой вывод мотивируется тем, что не прослеживается усложнение работы учащимися (тексты по самостоятельно составленному плану опережают тексты с готовыми планами, упражнения, находящиеся по времени раньше, не готовят к успешному выполнению последующих, отсутствует коллективная работа по составлению текстов. Обилие сочинений по картинам художников не оправдывает себя – этот вид работы наиболее сложен для учащихся, требует большей речевой подготовки, чем может быть у второклассника. Происходит и несовпадение заданий и их отработки - отзывы учащиеся начинают писать в 3-ем классе, однако пример такой работы даётся только в 4. Если брать уроки, которые целиком посвящены только развитию речи (изложения и сочинения, то они достаточно однообразны – в 4 классе 10 изложений текста-повествования по самостоятельно составленному плану и 5+3 сочинений по картинам художников. Спасают виды работ по развитию речи, которые включаются в обычный урок – там можно проследить разнообразные виды работы.

4. Анализ методического аппарата УМК

Методический аппарат УМК не позволяет подготовиться к урокам развития речи ни ребёнку, ни учителю. Отсутствует самое главное – заданная речевая ситуация, которую учитель должен будет создавать самостоятельно. Во всех работах ученику чаще всего предлагается самостоятельно (по памятке) подготовиться к изложению или сочинению, редко даётся образец или система вопросов. Сама формулировка задания иногда может завести в тупик: «Составь рассказ по картине художника…» - что имеется в виду – описать картину, придумать к ней сюжет или описать собственные чувства? Отсутствуют алгоритмы к некоторым работам (как написать отзыв) или к части работы (как проверить работу).

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития речи «Вот она, какая осень золотая!» Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности.

Консультация «Картинки для развития связной речи»Консультация «Картинки для развития связной речи» Дети с нарушениями речи, как правило, затрудняются строить связные высказывания. Это дети с ОНР, ТНР, которые все чаще посещают логопункты.

Картотека дидактических игр для развития связной речи Картотека дидактических игр по развитию связной речи «Опиши картинку». Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического.

Консультация для воспитателей и родителей «30 упражнений для развития речи у детей» 30 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский) Начинать заниматься с малышом.

Консультация «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать.

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности.

Образование в России. Особенности речевого развития дошкольников и его влияние на дошкольное образование За последние три десятилетия в России произошло значительное развитие институционального дошкольного образования. Однако верно сказать,.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения.

Педагогические технологии развития связной речи дошкольников Образование - это индустрия, направленная в будущее. С. П. Капица Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании.

Консультация «Сказкотерапия, как средство развития связной речи» Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи в УМК «Школа России»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 20:29
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи в УМК «Школа России»» (включая файлы) размещена пользователем Денисова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД