Денисова Ольга
Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи в УМК «Школа России»
▼ Скачать
Денисова О. В.
учитель начальных классов
ГБОУ школы №594
Московского района
Санкт-Петербурга
Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи
в УМК «Школа России» (Канакина В. П., Горецкий В. Г.)
1. Объём теоретических знаний о тексте и его признаках
Разделами «Наша речь» и «Язык и речь» начинается изучение русского языка в каждом классе (1 класс после «Азбуки», 2, 3, 4 кл. – 1-е части).
Публикация «Особенности системы упражнений для развития связной письменной речи в УМК „Школа России“» размещена в разделах
Теоретические сведения, заявленные в программе:
Текст, признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей теста. План текста, Составление планов к заданным текстам, создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений) : изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение описание, сочинение-рассуждение.
Распределение теоретического материала по классам:
1 класс: текст, предложение, диалог, его оформление на письме;
2 класс: диалог и монолог, их оформление на письме, тема текста, основная мысль текста, части текста (начало, основная часть, концовка);
3 класс: типы текстов;
4 класс: план текста.
Определение понятий расширяется с течением времени. Так, в 1 классе текст – «состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить». Во 2 классе текст – «это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить».
2. Перечень видов упражнений, предлагаемых в УМК, систематичность их проведения.
а) работа с деформированным текстом (в каждой теме, т. е. в среднем, 1 раз в 2-3 урока);
б) изложение (в 1 и 2 классе нет, 3, 4 классы – в среднем, 1 раз в месяц);
в) сочинение (в среднем, 1 раз в месяц кроме 1 класса).
3. Тематика, жанровое и стилистическое разнообразие изложений и сочинений
1 класс:
• сочинение по серии картинок и опорным словам (1 раз);
• устное сочинение-описание картины (2 раза);
• самостоятельное составление рассказа по рисунку(3 раза);
• устное продолжение рассказа (2 раза).
Типы текста: описание, повествование
2 класс:
• устное составление диалога или монолога по картинке (4 раза);
• составление текста по ответам на вопросы (1 раз);
• сочинение по картине художника по заданному началу и опорным словам (1 раз);
• сочинение по серии картинок, вопросам и опорным словам (1 раз);
• сочинение по картине художника и опорным словам (1 раз);
• сочинение по картине художника (без указания направленности текста) (5 раз);
• письменное сочинение по рисунку (без указания направленности текста);
• сочинение по серии картинок (1 раз);
• сочинение-описание по картине художника (1 раз);
• изложения отсутствуют, имеются подготовительные задания к ним: записать ответы на вопросы предложениями текста.
Типы текста: описание, повествование (преобладает)
3 класс:
• сочинение по рисунку и самостоятельно определённой теме (5раз);
• устное сочинение из лично опыта (1 раз);
• сочинение по картине художника и опорным словам (1 раз);
• составление текста по рисунку с использованием диалога (1 раз);
• сочинение по картине художника (без указания направленности текста) (2 раза);
• изложение текста-описания по вопросам и памятке (2 раза);
• изложение текста-описания по вопросам и самостоятельно составленному плану (1 раз);
• сочинение-описание по картине художника (1 раз);
• изложение текста-повествования по заданному плану (1 раз);
• сочинение-описание по картине художника и опорным словам (1 раз);
• изложение текста-повествования с деформированными частями по самостоятельно составленному плану и памятке (1 раз);
• свободный диктант (3 раз);
• изложение текста-повествования с элементами описания по самостоятельно составленному плану или по предъявленным вопросам(1 раз);
• изложение басни Л. Н. Толстого по памятке(1 раз);
• сочинение-описание или сочинение-отзыв по картине художника(1 раз);
• изложение текста-повествования по самостоятельно составленному плану (2 раза);
• составление текста-описания в научном стиле с самостоятельным выбором объекта (1 раз);
• составление объявления (2 раза);
• сочинение-отзыв по картине художника (2 раза);
• сочинение по образцу в жанре письма (1 раз);
• сочинение по серии картинок (1 раз);
• изложение текста по самостоятельно составленным вопросам и опорным словам;
• сочинение на лингвистическую тему (1 раз).
4 класс
• составление текста по рисунку с использованием диалога (1 раз);
• изложение текста-повествования по самостоятельно составленному плану (10 раз);
• сочинение на тему, выбранную из общего списка (2 раза);
• изложение текста-повествования по вопросам и памятке (2 раза);
• сочинение-описание по картине художника (3 раза);
• составление текста по рисунку с включением фразеологизма (1 раз);
• изложение текста-повествования с деформированными частями по самостоятельно составленному плану и памятке (1 раз);
• сочинение-отзыв по картине художника (5 раз);
• сочинение-рассуждение (2 раза);
• сочинение на тему, заданную в прочитанном стихотворении (2 раза);
• сочинение-описание самостоятельно выбранного объекта по аналогии (1 раз);
• сочинение по картине художника и заданному началу (1 раз);
• устное сочинение по рисунку (2 раза);
• составление текста-поздравления (1 раз);
• изложение текста-повествования по составленному плану (1 раз);
• сочинение из личного опыта (2 раза);
• сочинение по серии картинок и самостоятельно составленному плану (1 раз);
• составление текста-сравнительного описания по аналогии (1 раз).
Составляя список видов работ по развитию связной речи учащихся в УМК «Школа России» было отмечено отсутствие системы данных упражнений. Такой вывод мотивируется тем, что не прослеживается усложнение работы учащимися (тексты по самостоятельно составленному плану опережают тексты с готовыми планами, упражнения, находящиеся по времени раньше, не готовят к успешному выполнению последующих, отсутствует коллективная работа по составлению текстов. Обилие сочинений по картинам художников не оправдывает себя – этот вид работы наиболее сложен для учащихся, требует большей речевой подготовки, чем может быть у второклассника. Происходит и несовпадение заданий и их отработки - отзывы учащиеся начинают писать в 3-ем классе, однако пример такой работы даётся только в 4. Если брать уроки, которые целиком посвящены только развитию речи (изложения и сочинения, то они достаточно однообразны – в 4 классе 10 изложений текста-повествования по самостоятельно составленному плану и 5+3 сочинений по картинам художников. Спасают виды работ по развитию речи, которые включаются в обычный урок – там можно проследить разнообразные виды работы.
4. Анализ методического аппарата УМК
Методический аппарат УМК не позволяет подготовиться к урокам развития речи ни ребёнку, ни учителю. Отсутствует самое главное – заданная речевая ситуация, которую учитель должен будет создавать самостоятельно. Во всех работах ученику чаще всего предлагается самостоятельно (по памятке) подготовиться к изложению или сочинению, редко даётся образец или система вопросов. Сама формулировка задания иногда может завести в тупик: «Составь рассказ по картине художника…» - что имеется в виду – описать картину, придумать к ней сюжет или описать собственные чувства? Отсутствуют алгоритмы к некоторым работам (как написать отзыв) или к части работы (как проверить работу).