Чернобровина Наталья
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ТНР в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ТНР имеют сочетание стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально- волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью,для многих характерны когнетивные расстройства. Речевые нарушения часто сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных представлений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в итоге приводит к стойким специфическим ошибкам на письме, при чтении т. е дисграфии и дислексии. Фонетические нарушения выражаются в дефектах произношения отдельных звуков, так и групп без других сопутствующих проявлений. Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом и делает специфические ошибки при письме и чтении. Дети с ТНР, как правило, имеют общее недоразвитие речи, при этом нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысловую сторону речи.
Публикация «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ТНР в начальной школе» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Известно, что для развития письменной речи важное значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе слухопроизносительной дифференциации. Умение выделить фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Также необходимо умение представить звуковой состав в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Обучить ребенка определять линейную последовательность звуков в слове - задача учителя-логопеда.
На первом этапе я с детьми использую интонированное проговаривание слова, схемы, красные, синие и зеленые фишки. Использую эти приемы 7-10 раз. Затем звук обозначим буквой. Очень помогает в работе дидактические игры, разноуровневые кроссворды, дети работают фломастером с карточками под пленкой,изограммы, рассыпушки и т.