попова светлана леонидовна
Конспект занятия «Части суток» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ДОО: детский сад №
Группа : средняя группа (4-5 лет)
Тема: «Части суток»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»
Вид деятельности: ознакомление с окружающим миром
Форма организации: групповая
Цель: закрепление представления у детей об основных признаках частей суток.
Планируемый результат:
-дети проявляют любознательность, активность, интерес;
Публикация «Конспект занятия „Части суток“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
-у детей обогащен словарный запас;
-дети проявляют любовь к природе;
-дети внимательно слушают воспитателя, не перебивают.
Задачи Задачи с учетом возрастных особенностей детей
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять знания, активизировать словарь детей.
• воспитывать умение внимательно слушать.
• воспитывать внимание, мышление.
Развивающие задачи:
• развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
• развивать зрительную память, внимание, связную речь;
• развивать умение использовать заместители – цвет для обозначения разных частей суток;
• развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.
Обучающие задачи:
• уточнить знание детьми отдельных частей суток, их последовательности;
• учить узнавать части суток по устному описанию;
• закрепить представление о последовательности частей суток : утро, день, вечер, ночь;
• формировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;
• знакомить с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра»;
• формировать у детей понимание последовательности, сменяемости и цикличности частей суток в процессе экспериментирования с суточными часами;
• дать детям представление о том, что сутки могут начинаться с любой части;
• учить соблюдать правила игры и технику безопасности;
• учить детей объединяться в команды с помощью жеребьёвки.
Список информационных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
6) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, иллюстрация, показ, проблемная ситуация, упражнение, стимулирование занимательным содержанием.
Материал:).
Оборудование: макет
Предварительная работа: Чтение стихотворений о времени суток, наблюдение в течение дня за сменой времени суток, рассматривание картин с изображением различных действий людей в разное время суток.
Этапы Методы Деятельность воспитателя Деятельности детей Планируемый результат
1. Мотивационный этап
Задача: смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность Беседа, эмоциональное стимулирование Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и мотивирует на предстоящую совместную деятельность.
-Ребята, у меня для вас есть очень интересная загадка о частях суток, но я не могу ее отгадать, поможете мне?
Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы Дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность
2. Основной этап
2.1. Отгадывание загадок о частях суток
Задача: актуализировать знания детей о частях суток.
Беседа Упражнение
Инструкция
Поощрение
Демонстрация Воспитатель вместе с детьми стоит полукругом на коврике.
-Ну, что ребята, сейчас вы будете отгадывать загадки по картинкам о частях суток, вы должны меня внимательно слушать, а потом поместить нужную картинку, которая подходит загадке на мольберт
- Начинаем!
День и ночь бегут минутки,
День плюс ночь - мы знаем. (сутки)
-Верно, это сутки, а как вы думаете, что такое сутки?
-Ребята, время суток для детей, для взрослых и для всей растительной и живой природы состоит из четырех отрезков времени: утро, день, вечер и ночь.
-Эту картину, мы поместим в середину мольберта
-Катя, возьми картинку и помести на мольберте
-Слушайте, внимательно вторую загадку
Когда петушок
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт,
Солнышко встречать зовёт. (Утром)
-Верно, это утро, ребята, а когда вы ходите в садик?
-Правильно, утром
-Куда мы поместим эту картинку? (ответы детей)
-Никита, возьми картинку, помести ее на мольберте
С зарёй родился,
Чем больше рос
Тем меньше становился. (День)
-Верно, а что вы ребята делаете днем? (ответы детей)
-А куда соотнесем эту картинку? (ответы детей)
-Игорь, помести картинку на мольберт
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только заводы, вокзалы,
Часы и машины не спят. (Вечер)
-А скажите, когда вас забирают домой? (ответы детей)
-Егор, помести картинку на мольберте.
-Слушайте, внимательно нашу последнею загадку
На юге она и темна, и черна.
На севере белой бывает она (Ночь)
-Верно, ночь
Гриша, помести картинку на мольберта
-Ребята, скажите какие части суток, вы знаете? (утро, день, вечер, ночь)
-Правильно, утро, день, вечер, ночь
-Молодцы! Ребята теперь вы знаете, какие части суток у нас есть.
-А теперь закройте глаза.
-Воспитатель меняет местами картинки
- Откройте глаза, внимательно посмотрите на картинки и скажите, что изменилось?
-Правильно, картинки помнились местами, день с утром и вечер с ночью.
-Молодцы ребята, справились с заданием, теперь приступаем к следующему. Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, находят соответствующие иллюстрации, прикрепляют их на мольберт, обосновывают свой выбор. Знания детей о временах года и их приметах актуализированы.
Дети демонстрируют знания об отдельных частях суток, их последовательности.
Дети умеют узнавать части суток по устному описанию.
2.2. Работа с моделями частей суток
Задача: учить детей соотносить цветные квадраты с сюжетными картинками Беседа, демонстрация Воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у него в руках и проводит беседу
-Ребята, посмотрите у меня есть квадраты разных цветов. Белого, желтого, фиолетового и черного. Так же на мольберте у нас с вами размещены картинки с изображением иллюстраций частей суток.
-Сейчас я вам расскажу для чего нам нужны эти цветные квадраты. Каждый цвет обозначает часть суток. белый - утро, желтый - день, фиолетовый- вечер, черный – ночь.
-Давайте вместе проговорим, какой квадрат обозначает какое время суток. Белый - утро, желтый - день, фиолетовый - вечер, черный - ночь. (дети проговаривают вместе с воспитателем последовательность несколько раз).
-Отлично ребята! Теперь закройте глаза.
-Воспитатель меняет карточки местами.
-Ребята, что же изменилось (Ответы детей)
- Утро, день, вечер, ночь- это вагончики, называются сутки, которые составляют целый поезд, они не смогут меняться. Сутки прошли значит это было вчера, сутки сегодня, сутки будут – завтра.
- что мы делали сегодня?
- Что мы делали вчера?
- Что будем делать завтра?
-Воспитатель выслушивает ответы детей Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы и выполняют задание Дети умеют соотносить цветные квадраты с сюжетными картинками
2.3. Физминутка
Задача: способствовать снятию мышечного напряжения Демонстрация
-Воспитатель приглашает детей встать со стульчиков и расположится в свободном порядке в центре группы.
-Сейчас мы с вами немного разомнемся.
В огород пойдем,
(шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
(«таскают»)
И картошки накопаем.
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты,
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко
(«рвут»)
И вернемся по дорожке.
(шаги на месте)
-Молодф! Дети слушают воспитателя и повторяют за ним Дети расслабились, приготовились к дальнейшей деятельности
2.4. Работа с макетом суточных часов
Задача: познакомить детей с макетом суточных часов
Беседа
Демонстрация
Эксперимент
Инструкция Воспитатель предлагает детям вернуться на свои места напротив. Показывает макет суточных часов
.-Ребята, посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это (часы)
- Правильно, это часы. Но это не обычные часы, а суточные. На них изображены части суток.
- Ребята, посмотрите, проходит утро, день, вечер, ночь – прошли целые сутки. А после ночи снова наступит утро, но это будут уже другие сутки.
- Как вы думаете, могут ли сутки начаться с другой части?
-А почему?
-День, который сейчас, называется сегодня.
Мы проснулись утром, наступило сегодня, и будет оно весь день, пока мы не ляжем спать.
День, который ещё не наступил, а только будет – это завтра.
Этого дня ещё нет, он только будет
. Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра? (Дети предлагают свои варианты.) Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы, выполняют упражнения с макетом суточных часов Дети имеют представление о том, что сутки могут начаться с любой части.
2.5. Игра с макетом годовых часов
Задача: учить детей по приметам правильно определять время года на годовых часах Игра
Упражнение
Инструкция Воспитатель предлагает детям поиграть с годовыми часами
-Ребята, теперь я вам предлагаю поиграть с этими часами.
-Хотите?
-Да (ответы детей)
-Я буду называть вам приметы частей суток, а вы будете передвигать стрелочку на часах, на то время суток о котором идёт речь. Только выполняем это задание по очереди, с места не выкрикиваем, а поднимаем руку и отвечаем, другим ребятам не мешаем отвечать.
-Договорились?
-И так, первая примета. Вы умываетесь.
-Это утро
-Правильно, молодец Вася, это утро.
- Теперь переведи стрелочку на эту часть суток.
-Идём дальше. На видно созвездия.
-Это ночь
-Верно, молодец Катя, это ночь. Переведи стрелочку на это время суток.
-Воспитатель продолжает игру Дети слушают воспитателя, играют в игру Дети по приметам правильно определять время года на годовых часах
3. Подведение итогов
Задача:
учить детей
анализировать
процесс и результат
совместной
образовательной
деятельности Беседа
Поощрение
- Ребята, вы большие умнички, с вашей помощью я много узнала о частях суток.
- А что вам больше всего запомнилось?
- Вам было интересно выполнять задания?
- какое задание было для вас сложным?
-Как вы с ними справились?
- Вам понравилось?
Дети анализируют Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности
4. Открытость
Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах Беседа - Ребята, я предлагаю вам в свободное время нарисовать любимую часть суток и рассказать нам о ней. Дети сориентированы детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах