Танзиля Ганиева
Представление собственного инновационного педагогического опыта
▼ Скачать +Заказ
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Воспитателя Ганиевой Танзили Зиннатовны, детский сад № 4 «Лукоморье», город Мирный, республика Саха (Якутия).
Тема: Использование театрализованной деятельности в образовательном процессе.
Актуальность: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что театрализованная деятельность положительно влияет на психо-эмоциональное состояние ребенка, раскрепощает его, и способствует развитию речи, обогащая словарный запас и совершенствуя звуковую культуру речи, улучшается диалогическая речь. Также театрализованную деятельность легко внедрить в образовательный процесс. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Велико значение театрализованной игры и в разитии фантазии ребенка.
Публикация «Представление собственного инновационного педагогического опыта» размещена в разделах
Инновационность опыта: использование театрализванной деятельности в образовательном процессе - в ходе занятий, не связанных непосредственно с данной тематикой; регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности.
Цель: совершенствовать речь ребенка; облегчить запоминание и усвоение новой информации во время занятий посредством создания раскрепощенной и доверительной обстановки с помощью тетарлизованной деятельности; развитие коммуникативных качеств ребенка через вовлечения его в тетрализованную игру.
Задачи: 1) Развивать все аспекты красивой грамотной речи: чистое произношение всех звуков, расширять словарный запас, совершенствовать диалогическую речь.
2) Формировать у детей умение передавать эмоции с помощью мимики, поз, жестов.
3) Создать благоприятную и доверительную атмосферу в группе для раскрепощения ребенка в ходе театрализованной деятельности.
4) Развитие эмпатии - способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Используемая литература:
• Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения
• Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников
• Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой
• Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии
• Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи
• Детская литература, соответствующая возрасту исследуемой группы
Объект исследования: особенности развития речи детей дошкольного возраста.
Реализация опыта: исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любого урока в детском саду.
Математика. Изучение математических понятий требует от детей концентрации, внимания, что ввиду их возрастных особенностей поведения не всегда получается осуществить. Поэтому для того,чтобы облегчить процесс изучения математических понятий детьми пробуем «театрализировать» данный вид деятельности. Для того чтобыим было проще усваивать материал, основные математические термины можно визуализировать. Например, можно представить цифры в виде сказочных персонажей или составить этих самых персонажей из геометрических фигур.
Развитие речи. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Для работы по развитию речи были подобраны картотеки дидактических игр по направлениям. Например, игры «Подбери рифму», «Телефон» и «Загадка-описание» для формирования грамматического строя речи; «Из какой сказки персонаж?» или «Не хочу манной каши!» для работы над звуковой стороной речи; «Подскажи словечко» на развитие связной речи. Также в процессе занятий часто использовались игры с разными видами театра.
Окружающий мир. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений, в том числе благодаря театрализованным играм. Организовать процесс усвоения экологических знаний можно, подбирая специальный литературный материал. Например, рассказы, сказки или загадки о животных и растениях, природных явлениях и временах года. Также наблюдения на прогулке, обыгрывание тетральных сценок на экологическую тематику могут поспособствовать закрплению знаний об окружающем мире, освоенных врамках комплексной программы.
Художественное творчество. В данном случае просторы для создания интегрированного занятия огромный. Знакомить ребят с народно-прикладным творчество гораздо интереснее с помощью различных персонажей народных сказок, таким образом, менталитет того или иного народа будет раскрыт более полно. Также можно применить навыки рисования и других видов художественной деятельности при создании декораций для собственного театра. Или осваивать нетрадиционные техники рисования и прикладного творчество, создавая при этом новых персонажей.
Музыкальное занятие. Музыка и театр очень тесно взаимосвязаны. Ребятам нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Особенно любят дети музыкальные сказки, при постановке которых на музыкальных занятиях с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться со злом и побеждать. Так как герои таких произведений поют и танцуют, музыка помогает передать характер персонажей в движении. Значение таких совмещенных занятий переоценить невозможно: театрализованная игра становится «помощником» в освоении музыкального материала, определяет ход занятия; а музыка, в свою очередь, вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, развивает чувство ритма и координацию движений.
Физкультура. Как уже упоминалось, персонажи сказок любят петь, танцевать и в целом очень подвижны. Поэтому не составит особого труда придумать такое занятие, в процессе которого дети будут учиться ловкости у Зайки-побегайки, прыгучести у Лягушки-квакушки и гибкости у пантеры Багиры.
Таким образом, образовательный процесс достаточно легко выстраивать, применяя различные театрализованные мини-игры на занятиях.
Возможные трудности: в процессе реализации данного опыта можно столкнуться с некоторыми трудностями, связанными чаще всего с распределением ролей при постановке.
Во-первых, проблему с распределением ролей в соответствии с характерами детей воспитателю помогают внимательное отношение и наблюдение для определения темперамента каждого воспитанника, а также упомянутая ранее индивидуализация процесса театрализованной игры.
Второй проблемой может стать исполнение ролей отрицательных персонажей. Так как в обществе положительные качества и поступки поощряются, а вот отрицательные – осуждаются, дети часто не желают выступать в образе злодеев. В такой ситуации важно объяснить ребятам, что в театральной деятельности и дети, и взрослые – это артисты, и исполняемая ими роль не имеет влияния на собственные черты характера и поведение актера. Можно также подчеркнуть важность исполнения ролей отрицательных героев: через инсценировку проще всего донести публике проблему противостояния добра и зла.
Анализ результативности: в результате проведенной целенаправленной и систематической работы по внедрению театрализованной деятельности в образовательный процесс группы были получены положительные результаты.
Во-первых, хотелось бы отметить, что театрализованные игры и занятия поспособствовали установлению в группе доверительных отношений между сверстниками, а также между воспитателем и детьми.
Во-вторых, у ребят заметно улучшились речевые навыки, обогатился словарный запас. Речь приобрела более выраженную эмоциональную окраску. Дети постепенно учатся внятно и понятно излагать свои мысли и пожелания. Именно этот аспект является предметом исследования. Следовательно, поставленные изначально цели последовательно и методично достигаются.