Папки-передвижки

Пособие для логопедического обследования «В гостях у сказки»

Устинская Наталья
Пособие для логопедического обследования «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическое обследование является неотъемлемой частью работы учителя-логопеда. Именно с него начинается общение с детьми.

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: комплексность, целостность и динамичность. Вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения. Методика и приемы проведения обследования подчинены специфике его содержания. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты. Данный процесс происходит на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Публикация «Пособие для логопедического обследования „В гостях у сказки“» размещена в разделах

Всё логопедическое обследование условно можно поделить на четыре части:

1. разговорно-описательная беседа, строение органов артикуляции и их подвижность, лексическая сторона речи.

2. звукопроизношение, фонематическое восприятие и фонематический слух.

3. грамматический строй речи.

4. фразовая и связная речь.

Обследование моторной, сенсорной сферы и психических процессов происходит попутно в течении всех четырёх – пяти дней.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка. Во время беседы логопед должен установить контакт с обследуемым, выявить, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности. Результаты беседы будут является основой разработки дальнейшего коррекционно-образовательного маршрута каждого воспитанника.

Другим методическим приемом обследования является активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности: игровой и учебной. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Об этом необходимо помнить, подбирая задания для обследования.

В ходе предварительной беседы было установлено, что родители очень мало читают своим детям произведения художественной литературы. И на вопрос: «Какие сказки тебе нравятся больше всего, Кто их главные герои?» дети не смогли дать чёткого и ясного ответа. Чаще всего воспитанники называли мультипликационных героев, в основном: «Маша и медведь».

В результате проведенной работы я решила создать такое дидактическое пособие, которое позволило бы в игровой форме обследовать состояние тех или иных функций, опираясь на разделы речевой карты и интерес детей.

Пособие получило название «В гостях у сказки» (по мотивам мультсериала «Маша и медведь»). Его использование помогло мне заинтересовать воспитанников, вызвать положительный эмоциональный отклик, а, следовательно, свело к минимуму ошибочность выводов о возможностях детей. Благодаря использованию данного пособия логопедическое обследование превращается в увлекательную игру, где ребёнок является её активным участником.

«Любите ли вы сказки? А хотите попасть в сказку? Стать её героем или автором?»

Хотелось бы отметить, что применение пособия «В гостях у сказки» не отменяет использования классических приёмов работы: картинного материала, музыкальных инструментов, игрушек. На ряду с этим возможно широкое применение современных технологий (компьютерные игры –«Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры» и т. д., или задания, разработанные вами лично).

Данное пособие было апробировано в начале учебного года в ходе логопедического обследования и представлено на МО учителей-логопедов, а также на региональной научно-практической конференции в г. Пензе.

Пособие «В гостях у сказки» представляет собой:

книгу из двух страниц. В развёрнутом виде - это план - карта, изготовленная из ярких материалов, разнообразных на ощупь. Если вы возьмёте плотный тонкий картон и соответствующим образом его оформите, то количество страниц, а следовательно количество игровых полей будет увеличено (горы- долины, море - острова, луг –лес).

«Волшебный сундучок» (дидактический материал, необходимый для оснащения игрового поля).

«Магический экран» мультимедийная презентация «Маша и медведь» (слайды с играми-заданиями)

Коллекция мультфильмов «Маша и медведь»

Игры-задания могут быть объединены в одну большую сказку или представлять собой несколько сказочных историй с одними и теми же главными героями.

Все ответы, которые будет давать ребёнок в ходе обследования, фиксируются в удобной для вас форме (на листок-черновик, в речевую карту).

В заключение каждого дня обследования (4-5 дней) поощрительным моментом для ребёнка может послужить просмотр отрывка мультфильма «Маша и медведь».

В качестве практической наглядности давайте рассмотрим несколько примеров.

1. При обследовании уровня развития грамматических

категорий нам помог «Магический экран». Использовались фрагменты презентации «Маша и медведь»:

- «Вкусное варенье», «Машина каша» (образование относительных прилагательных)

- «Рыбалка», «Помоги Маше собрать грибы» (употребление существительных в Р. п. мн. числа; согласование имён числительных в роде и числе)

- «Чьи следы?» (образование притяжательных прилагательных)

2. Обследование уровня развития мышления, фонематического

слуха и фонематического восприятия происходило следующим образом:

«Так как Маша была очень любопытная девочка, которая любила брать чужие вещи без разрешения, то Мишка стал прятать от неё свои любимые игры и книги. Однажды, когда его не было дома, Маша зашла в кладовку посмотреть, что же тут интересного. Ей на глаза попался бочонок и большой короб. Как ты думаешь, что произошло дальше? (ответы ребёнка). Тебе интересно узнать, что спрятал Мишка в бочонке и коробе (ответ ребёнка). Давай посмотрим? (ребёнку предлагается два сухих бассейна с различными наполнителями. В первом спрятаны разрезные картинки, во втором – книга по обследованию фонематического восприятия и слуха). Далее идёт действие ребёнка с предметами. Логопед фиксирует ответы в речевой карте.

3. Обследование состояния слухового внимания (дифференциация

звучащих игрушек, определение направления источника звука, ритмичный рисунок)

• С использованием «Магического экрана» и звучащих предметов

• С использованием игрушек «Звериный оркестр» и звучащих предметов

• С использованием «Магического экрана» и компьютерной игры «Учимся говорить правильно» (раздел: неречевые звуки)

Таким образом, к концу нашего «путешествия» мы затрагиваем все разделы речевой карты. В атмосфере эмоционального комфорта в большей степени проявляются потенциальные возможности детей, что даёт возможность за время ежедневного обследования (15-20 минут) получить больше информации, чем при классическом варианте проведения логопедического обследования.

В дальнейшей коррекционно-развивающей работе пособие «В гостях у сказки» может быть использовано на индивидуальных и подгрупповых занятиях для развития всех сторон речи (закрепления поставленных звуков в речи, активизации словаря, отработки тех или иных грамматических категорий, развития фонематического восприятия, составления рассказов и т. д.).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого логопедического занятия «В гостях у сказки» Конспект открытого логопедического занятия: «В гостях у сказки» Автор: Аксеновская Любовь Алексеевна, учитель-логопед МАДОУ д/с № 55 «Сказка».

Цель и задачи логопедического обследования Введение Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. В последнее время отмечается.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у пчелки Клары» Тема: «В остях у пчелки Клары» Цель: автоматизация и дифференциация звуков [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно.

Оформление логопедического кабинета к новому году в стиле сказки «Русалочка»Оформление логопедического кабинета к новому году в стиле сказки «Русалочка» Презентация оформления кабинета. Уважаемые гости Приглашаю посмотреть В кабинете логопеда. Кусочек дна морского! Мир подводный маленький.

Оформление логопедического кабинета к новому году в стиле сказки «Русалочка»Оформление логопедического кабинета к новому году в стиле сказки «Русалочка» К в встрече нового 2019 года в нашем ДОУ был объявлен конкурс оформления групп и кабинетов в стиле сказок. Так как мой кабинет отделан голубым.

Сценарий логопедического выпускного по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» Сценарий праздника, посвященный логопедическому выпуску 2019г по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» для детей подготовительной.

Сценарий осеннего логопедического праздника «В гостях у Сеньора Помидора» 1. Под звуки фанфар в зале появляется Сеньор Помидор! С. Помидор: Здравствуйте, мои друзья! Скажите, пожалуйста, а туда ли я пришел на.

Сценарий праздника «В гостях у сказки». Музыкальная театрализация сказки «Дюймовочка»Сценарий праздника «В гостях у сказки». Музыкальная театрализация сказки «Дюймовочка» Сценарий праздника «В гостях у сказки». Музыкальная театрализация сказки «Дюймовочка». Цель: Развивать речь и творческую активность детей.

Сценарий внеклассного логопедического мероприятия «В гостях у сказки» Внеклассное логопедическое мероприятие «В гостях у сказки» (1-4 класс для детей с интеллектуальными нарушениями) Подготовили :Учитель-логопед.

Технология логопедического обследования Организация логопедического обследования детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных тем логопедии и большой интерес к ней обусловлен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пособие для логопедического обследования «В гостях у сказки»
Опубликовано: 4 июля 2019 в 12:12
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пособие для логопедического обследования «В гостях у сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Устинская Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД