Устинская Наталья
Пособие для логопедического обследования «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое обследование является неотъемлемой частью работы учителя-логопеда. Именно с него начинается общение с детьми.
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: комплексность, целостность и динамичность. Вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения. Методика и приемы проведения обследования подчинены специфике его содержания. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты. Данный процесс происходит на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Темочки
Всё логопедическое обследование условно можно поделить на четыре части:
1. разговорно-описательная беседа, строение органов артикуляции и их подвижность, лексическая сторона речи.
2. звукопроизношение, фонематическое восприятие и фонематический слух.
3. грамматический строй речи.
4. фразовая и связная речь.
Обследование моторной, сенсорной сферы и психических процессов происходит попутно в течении всех четырёх – пяти дней.
Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка. Во время беседы логопед должен установить контакт с обследуемым, выявить, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности. Результаты беседы будут является основой разработки дальнейшего коррекционно-образовательного маршрута каждого воспитанника.
Другим методическим приемом обследования является активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности: игровой и учебной. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Об этом необходимо помнить, подбирая задания для обследования.
В ходе предварительной беседы было установлено, что родители очень мало читают своим детям произведения художественной литературы. И на вопрос: «Какие сказки тебе нравятся больше всего, Кто их главные герои?» дети не смогли дать чёткого и ясного ответа. Чаще всего воспитанники называли мультипликационных героев, в основном: «Маша и медведь».
В результате проведенной работы я решила создать такое дидактическое пособие, которое позволило бы в игровой форме обследовать состояние тех или иных функций, опираясь на разделы речевой карты и интерес детей.
Пособие получило название «В гостях у сказки» (по мотивам мультсериала «Маша и медведь»). Его использование помогло мне заинтересовать воспитанников, вызвать положительный эмоциональный отклик, а, следовательно, свело к минимуму ошибочность выводов о возможностях детей. Благодаря использованию данного пособия логопедическое обследование превращается в увлекательную игру, где ребёнок является её активным участником.
«Любите ли вы сказки? А хотите попасть в сказку? Стать её героем или автором?»
Хотелось бы отметить, что применение пособия «В гостях у сказки» не отменяет использования классических приёмов работы: картинного материала, музыкальных инструментов, игрушек. На ряду с этим возможно широкое применение современных технологий (компьютерные игры –«Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры» и т. д., или задания, разработанные вами лично).
Данное пособие было апробировано в начале учебного года в ходе логопедического обследования и представлено на МО учителей-логопедов, а также на региональной научно-практической конференции в г. Пензе.
Пособие «В гостях у сказки» представляет собой:
• книгу из двух страниц. В развёрнутом виде - это план - карта, изготовленная из ярких материалов, разнообразных на ощупь. Если вы возьмёте плотный тонкий картон и соответствующим образом его оформите, то количество страниц, а следовательно количество игровых полей будет увеличено (горы- долины, море - острова, луг –лес).
• «Волшебный сундучок» (дидактический материал, необходимый для оснащения игрового поля).
• «Магический экран» мультимедийная презентация «Маша и медведь» (слайды с играми-заданиями)
• Коллекция мультфильмов «Маша и медведь»
Игры-задания могут быть объединены в одну большую сказку или представлять собой несколько сказочных историй с одними и теми же главными героями.
Все ответы, которые будет давать ребёнок в ходе обследования, фиксируются в удобной для вас форме (на листок-черновик, в речевую карту).
В заключение каждого дня обследования (4-5 дней) поощрительным моментом для ребёнка может послужить просмотр отрывка мультфильма «Маша и медведь».
В качестве практической наглядности давайте рассмотрим несколько примеров.
1. При обследовании уровня развития грамматических
категорий нам помог «Магический экран». Использовались фрагменты презентации «Маша и медведь»:
- «Вкусное варенье», «Машина каша» (образование относительных прилагательных)
- «Рыбалка», «Помоги Маше собрать грибы» (употребление существительных в Р. п. мн. числа; согласование имён числительных в роде и числе)
- «Чьи следы?» (образование притяжательных прилагательных)
2. Обследование уровня развития мышления, фонематического
слуха и фонематического восприятия происходило следующим образом:
«Так как Маша была очень любопытная девочка, которая любила брать чужие вещи без разрешения, то Мишка стал прятать от неё свои любимые игры и книги. Однажды, когда его не было дома, Маша зашла в кладовку посмотреть, что же тут интересного. Ей на глаза попался бочонок и большой короб. Как ты думаешь, что произошло дальше? (ответы ребёнка). Тебе интересно узнать, что спрятал Мишка в бочонке и коробе (ответ ребёнка). Давай посмотрим? (ребёнку предлагается два сухих бассейна с различными наполнителями. В первом спрятаны разрезные картинки, во втором – книга по обследованию фонематического восприятия и слуха). Далее идёт действие ребёнка с предметами. Логопед фиксирует ответы в речевой карте.
3. Обследование состояния слухового внимания (дифференциация
звучащих игрушек, определение направления источника звука, ритмичный рисунок)
• С использованием «Магического экрана» и звучащих предметов
• С использованием игрушек «Звериный оркестр» и звучащих предметов
• С использованием «Магического экрана» и компьютерной игры «Учимся говорить правильно» (раздел: неречевые звуки)
Таким образом, к концу нашего «путешествия» мы затрагиваем все разделы речевой карты. В атмосфере эмоционального комфорта в большей степени проявляются потенциальные возможности детей, что даёт возможность за время ежедневного обследования (15-20 минут) получить больше информации, чем при классическом варианте проведения логопедического обследования.
В дальнейшей коррекционно-развивающей работе пособие «В гостях у сказки» может быть использовано на индивидуальных и подгрупповых занятиях для развития всех сторон речи (закрепления поставленных звуков в речи, активизации словаря, отработки тех или иных грамматических категорий, развития фонематического восприятия, составления рассказов и т. д.).