Надюк Татьяна Алексеевна
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Надюк Татьяны Алексеевны на тему: «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
1. Актуальность и перспективность опыта
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Публикация «Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».Поэтому своей главной задачей я считаю не допустить такого безразличия среди наших детей, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных во всех общеобразовательных программах, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.
Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так,чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
2. Условия формирования опыта
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие.
Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Для углубленной работы в данном направлении была проведена диагностика уровня нравственных понятий детей по основным направлениям программы. Для изучения межличностных отношений детей в группе – использовала метод наблюдения и бесед, для изучения семейного микроклимата — использовала анкетирование родителей («Социально-демографическая анкета», «Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей»).
Анализ проведения диагностических процедур показал: у детей сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, но они носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников, так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями дошкольников и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.
Анализ анкетирования родителей показал: только 40% родителей осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом. Осознание определенных нравственных представлений носит в основном эпизодический характер; более 60% родителей затрудняются даже с описанием содержания нравственных понятий.
Учитывая все эти данные, еще раз проанализировала задачи, целевые ориентиры нравственного воспитания, определенные программой и пришла к выводу, что наряду с положительными моментами (накапливание первого опыта нравственного поведения, формирование навыков организованного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т. д.) имеются и негативные моменты. Это «разрыв» между теоретическими знаниями и практическими умениями, неосознанное следование нравственным правилам и нормам, недостаточное внимание особенно в последние годы уделяется воспитанию у детей патриотических, гражданских чувств.
Изучив методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, проанализировав разнообразные методы работы других педагогов, посещение мероприятий по патриотическому воспитанию, пришла к выводу, что данная тема актуальна, интересна, собранный мною материал и использованный во время занятий, игр помогает детям расширить их познавательный интерес и способности, делает их любознательными, способствует формированию патриотических чувств.
Выступления на педсоветах, семинарах способствовали пополнению методического материала по патриотическому воспитанию, события последних лет в мире подтолкнули меня выбрать данную тему для углубленного изучения, а в дальнейшем и обобщения.
3. Теоретическая база опыта
Методологической и теоретической основой опыта являются положения
философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды наразвитие личности, о единстве общечеловеческого и национального впедагогике (Г. Н. Волков, о воспитании социальных, нравственных норм и
правил поведения (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.);
работы по теории иметодике педагогических исследований (В. П. Беспалько, В. С. Безрукова,В. И. Журавлев, М. Н. Скаткин).
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказалиположения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающиезакономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Элъконин и
др.).
В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, какБере Р. С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е. В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».
Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции.