Получи документы

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества. Опыт работы

Надюк Татьяна Алексеевна
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта

Надюк Татьяны Алексеевны на тему: «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

1. Актуальность и перспективность опыта

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Публикация «Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества, Опыт работы» размещена в разделах

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».Поэтому своей главной задачей я считаю не допустить такого безразличия среди наших детей, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных во всех общеобразовательных программах, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.

Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так,чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

2. Условия формирования опыта

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие.

Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Для углубленной работы в данном направлении была проведена диагностика уровня нравственных понятий детей по основным направлениям программы. Для изучения межличностных отношений детей в группе – использовала метод наблюдения и бесед, для изучения семейного микроклимата — использовала анкетирование родителей («Социально-демографическая анкета», «Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей»).

Анализ проведения диагностических процедур показал: у детей сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, но они носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников, так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями дошкольников и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.

Анализ анкетирования родителей показал: только 40% родителей осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом. Осознание определенных нравственных представлений носит в основном эпизодический характер; более 60% родителей затрудняются даже с описанием содержания нравственных понятий.

Учитывая все эти данные, еще раз проанализировала задачи, целевые ориентиры нравственного воспитания, определенные программой и пришла к выводу, что наряду с положительными моментами (накапливание первого опыта нравственного поведения, формирование навыков организованного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т. д.) имеются и негативные моменты. Это «разрыв» между теоретическими знаниями и практическими умениями, неосознанное следование нравственным правилам и нормам, недостаточное внимание особенно в последние годы уделяется воспитанию у детей патриотических, гражданских чувств.

Изучив методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, проанализировав разнообразные методы работы других педагогов, посещение мероприятий по патриотическому воспитанию, пришла к выводу, что данная тема актуальна, интересна, собранный мною материал и использованный во время занятий, игр помогает детям расширить их познавательный интерес и способности, делает их любознательными, способствует формированию патриотических чувств.

Выступления на педсоветах, семинарах способствовали пополнению методического материала по патриотическому воспитанию, события последних лет в мире подтолкнули меня выбрать данную тему для углубленного изучения, а в дальнейшем и обобщения.

3. Теоретическая база опыта

Методологической и теоретической основой опыта являются положения

философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды наразвитие личности, о единстве общечеловеческого и национального впедагогике (Г. Н. Волков, о воспитании социальных, нравственных норм и

правил поведения (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др.);

работы по теории иметодике педагогических исследований (В. П. Беспалько, В. С. Безрукова,В. И. Журавлев, М. Н. Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказалиположения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающиезакономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Элъконин и

др.).

В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, какБере Р. С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е. В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».

Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества. Опыт работы
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 13:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Надюк Татьяна Алексеевна (УИ 3489202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД