Ирина Владимировна Карасева
Представление опыта «Современные формы работы с родителями по вопросу здоровьесберегающей деятельности в ДОУ и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта «Современные формы работы с родителями по вопросу здоровьесберегающей деятельности в ДОУ и семье».
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым "критическим" периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Поэтому поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Публикация «Представление опыта „Современные формы работы с родителями по вопросу здоровьесберегающей деятельности в ДОУ и семье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Задачи, которые решаются в процессе взаимодействия педагогов с родителями :
• сплачивание родительского коллектива и установление доверительных отношений между семьями и педагогами;
• повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни детей;
• обмен опытом семейного воспитания детей в области физической культуры и здоровья.
• Ну и самое главное - родителям необходимо стремиться как можно больше времени проводить с ребенком!
К традиционным формам и методам работы с родителями по здоровьесбережению дошкольника относятся:
1. Анкетирование
2. Консультации и рекомендации (например, по профилактике болезней, соблюдению личной гигиены, о пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях и др.)
3. Индивидуальные беседы
4. Тематические родительские собрания
5. Папки-передвижки
6. Ознакомление со способами закаливания (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья»; хождение босиком; полоскание горла и рта)
7. Викторины и пр.
Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала. С целью уточнения знания родителей о способах сохранения здоровья ребенка; образе жизни в семье; способов взаимодействия детей и родителей на тему здоровьесбережения мы провели анкетирование. На основе этих данных мы составляли нужные и интересные формы работы с родителями по здоровьесбережению для нашей группы.
С помощью анкетирования мы выявили, что родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но почти 70% опрошенных имеют вредные привычки в семье, а около 17% не всегда придерживаются правил здорового образа жизни. Более 70% не делают утреннюю гимнастику, и около 40% не посещают спортивные секции. Более 60% не соблюдают режим дня и питания, а 75% опрошенных указали в основных причинах заболевания ребёнка слабый иммунитет.
Основным в определении здорового образа жизни были выбраны занятие спортом и выполнение физ. упражнений, режим дня, полноценное питание и регулярное проведение медицинского обследования. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.
Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.
К современным и интерактивным формам работы с родителями по здоровьесбережению дошкольника, которые мы стараемся внедрить в свою работу, относятся:
1. Весёлые старты
2. Проведение ежегодных спортивных соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья!». И мы предлагаем провести в нашем детском саду данное соревнование между старшей и подготовительной группой. Т. к. результат таких мероприятий – отличное настроение, позитивные эмоции и пропаганда ЗОЖ.
3. Выставка рисунков «В здоровом теле здоровый дух!», выполненных детьми вместе с родителями.
4. Фотовыставка «Я за здоровый образ жизни!» (коллажи, фотографии с успехами детей в спорте).
5. Создание лэпбука совместно с родителями воспитанников
6. Кроссворды на тему ЗОЖ, которые ребенок сможет разгадывать дома вместе со своими родителями
7. Создание буклетов по различным темам укрепления здоровья детей
8. Совместное творчество детей и родителей в создании зимних построек из снега (на участке и за пределами детского сада)
9. Просмотр видеороликов по пропаганде ЗОЖ
10. Задействование родителей в активных играх на утренниках
11. Семейные праздники (масленица, ярмарка и др.) и флешмобы
12. Рекомендации книг для чтения детям дома по организации ЗОЖ
13. Деловые игры и круглые столы
Родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические навыки. Далее приведены инновационные формы работы с родителями по здоровьесбережению.
• Элементы медитации и дыхательных практик после утренней зарядки
• Музыкотерапия и арт-терапия. Как пример: Семинар – практикум «Арт - терапия «Волшебный мир песка». Можно приготовить презентацию о лечебных свойствах и видах песка, рассказать о работе с песком, вместе поиграть, сделать поделки и постройки из песка.
• Можно организовать совместное дело для детей и родителей в стенах детского сада, изготовить тренажёры для пальчиковой гимнастики, или нетрадиционное оборудование в спортивный уголок. Поиграть с изготовленными пособиями. У родителей будет возможность изучить своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.
• «Поход выходного дня» - совершая совместную прогулку по парку, можно поговорить о пользе прогулок на свежем воздухе, обсудить достопримечательности, подготовить загадки о природе, сделать совместную фотосессию. А также, вместе собрать походный рюкзак и применить во время прогулки полезные мелочи из рюкзака.