Пармузина Галина Александровна
Представление опыта работы «Образовательная практика «Гость группы» как современная форма работы с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы
«Образовательная практика «Гость группы»
как современная форма работы с семьей»
В современных условиях взаимодействие с родителями воспитанников выдвигается на одно из ведущих мест, дошкольная образовательная организация является общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В соответствии с ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями детей дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
В связи с вышесказанным и с тем, что 2024 год был объявлен Годом семьи, перед педагогическим коллективом нашего детского сада встала задача поиска новых, современных, эффективных, интересных для родителей форм взаимодействия ДОО с семьей.
Свое внимание мы остановили на такой нетрадиционной форме взаимодействия с родителями, направленной на установление доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества, способствующей сближению детей, родителей и педагогов, как «Гость группы».
«Гость группы» — это технология вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс группы.
Её суть заключается в том, что родители приходят в группу, делятся с детьми своими увлечениями, рассказывают о своей профессии, о семейных традициях, проводят экскурсии с детьми, мастер-классы и др., в зависимости от своих возможностей и интересов.
Данная форма работы позволяет решать сразу несколько очень важных для педагога задач.
В работе с родителями: заинтересовывать и приобщать родителей к вопросам воспитания и развития своих детей, помогать им завоевать истинный авторитет у своего ребенка; формировать у родителей адекватную оценку деятельности своего ребенка.
В работе с детьми - развивать навыки конструктивного общения со взрослыми; слушать, слышать, задавать вопросы.
С февраля этого года МДОУ «Детский сад «Солнышко» реализует муниципальный инновационный проект «Образовательная практика «Гость группы» как современная форма работы с семьей».
Целью нашего проекта мы обозначили: укрепление детско-родительских отношений, создание условий для деятельностного участия родителей в образовательном процессе.
В результате своей работы по проекту мы ожидаем:
повышения заинтересованности и участия родительской общественности в образовательном процессе, педагогической просвещенности родителей по вопросам взаимодействия с детьми;
повышения уровня воспитанников в образовательных областях социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, развитии познавательного интереса к окружающему миру, формировании у детей позитивных установок к труду и творчеству за счет создания условий для социальной ситуации развития детей, так как дети взаимодействуют с более широким кругом взрослых людей.
На первом этапе реализации проекта в ДОУ была создана рабочая группа, в которую вошли воспитатели подготовительной и старшей групп. Для педагогов была проведена консультация «Образовательная практика «Гость группы» в детском саду», составлен план реализации проекта.
Далее мы перешли к практическому этапу.
Организация образовательной практики «Гость группы» требует немало усилий от педагогов и родителей.
Во-первых, педагоги должны знать, в какой области знаний им сможет быть полезен тот или иной родитель.
Во-вторых, будет ли у него время прийти в рабочее время в детский сад и наконец, готов ли сам родитель выступать перед детьми с какой бы то ни было информацией.
Чтобы ввести родителей в тему проекта, провели консультацию «Детям о профессиях»,
в конце этой встречи организовали анкетирование и таким образом собрали информацию о том, кто из родителей готов рассказать о своей профессии, увлечении, провести мастер-класс или экскурсию.
Также для родителей провели мастер-класс «Как подготовиться к публичному выступлению», в ходе которого познакомили родителей с основными приемами ораторского искусства, психологического настроя на выступление перед публикой, поиграли в театрализованные игры на раскрепощение.
Параллельно в группе организовали выставку рисунков «Кем работают мои родители» и фотовыставку «Увлечения моей семьи».
Также вместе с детьми был оформлен лэпбук по теме «Труд взрослых».
При составлении плана встреч мы учитывали результаты анкетирования: желание и возможность взаимодействовать с окружающими (как с детьми, так и взрослыми, выступать в активной роли.
Встречи стараемся планировать в соответствии с лексической темой недели или приближающимися знаменательными датами.
О приходе гостя в группу детей информируем за несколько дней, обычно это объявляется в понедельник, когда дети узнаю тему предстоящей недели.
Когда подходит день встречи, мы договариваемся с родителем, в какое время прийти в группу (утром или после полдника, обсуждаем основную идею «интерактива», приблизительную структуру занятия. Остальное – на усмотрение ведущего (мамы, папы, бабушки и т. д.).
Родители стараются, подходят очень ответственно к предстоящему событию, некоторые даже составляют настоящий конспект!
Основные правила проведения мероприятия можно сформулировать как
«Недолго! Наглядно! Интересно!».
Поэтому обязательно учитываются и разрабатываются элементы активизации внимания детей, наглядность – посмотреть, потрогать (посуду, ткани, водительские права, корм для животных, поиграть.
Желательно постараться превратить занятие в игру.
В период с марта по май этого года проведены встречи:
«В стране Музыки» - встреча с преподавателем музыкальной школы в преддверии 8 Марта;
«Земля – наш общий дом» - встреча с консультантом управления по ГО и ЧС, посвящённая Дню Земли;
«Масленица пришла, нам блинов принесла;
«Наши руки не для скуки!» - вместе с папами провели субботник на прогулочном участке, починили поломанные постройки, рассмотрели и попробовали сами поработать строительными инструментами.
По итогам проведенных встреч в группе оформляется фотоальбом, отчет о прошедшей встрече размещается в официальном сообществе в ВК.
РППС ДОУ пополнена дидактическими пособиями по темам проведенных с детьми мероприятий: альбом с изображениями музыкальных инструментов, дидактическая игра «Муз инструменты», фонотека классических музыкальных произведений в обработке для малышей; альбом «Правила поведения в живой природе».
Впереди нас с ребятами ждут практикум :
«Откуда хлеб пришел», мастер-классы по ручному труду «В гостях у сказки», «Ателье», спортивная встреча – «Мы – спортивная семья» и др.
Также планируем попробовать устроить виртуальное гостевание – родители записывают видеоролик, в котором рассказывают о своей профессии, демонстрируют рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют для данной профессии.
Подводя промежуточные итоги работы по проекту, отмечаем, положительный результат. Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс, способствует снятию эмоционального напряжения в ходе совместного творчества родителей и педагогов, раскрытие творческих способностей родителей и детей.
Ребенок видит свою маму или папу в новой роли, видит образец, наглядный пример социальной активности.
Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в новой, нетрадиционной для ролевой модели «мама-ребенок, папа-ребенок» обстановке.
Родители, понимают, как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к занятию. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду воспитателя.
Ну, и воспитатель также может чему-то поучиться у родителей.
Т. е. образовательная практика «Гость группы» является эффективной и плодотворной для всех ее участников.