Ирина Ефименко
Представление опыта работы «Мастерская букв» с помощью конструктора «Вязкий пушистый шарик»
Проблема нарушений письменной речи у дошкольников - одна из самых актуальных для дошкольного обучения. Эти нарушения сложны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться: нарушения устной речи; недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов; оптико-пространственной организации деятельности письма; рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции; отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Публикация «Представление опыта работы „Мастерская букв“ с помощью конструктора „Вязкий пушистый шарик“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Воздушный шарик. Опыты и эксперименты с шарами
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Темочки
Решением проблем нарушений письменной речи у детей является ее профилактика. В дошкольном образовательном учреждении во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков устной речи обязательно присутствуют упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Другими словами, на занятиях логопеда с дошкольниками должны использоваться упражнения, направленные на развитие функций, навыков и умений, составляющих предпосылки для формирования правильной письменной речи. Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике данных нарушений.
Одним из видов нарушений письменной речи является оптическая дисграфия, она связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Одним из этапов работы по профилактике оптической дисграфии является работа по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими буквами. Цель данного этапа – помочь детям быстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направленности элементов букв.
Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной с использованием различных анализаторов. Это подталкивает к поискам как традиционных (лепка букв из пластилина, конструирование из спичек, палочек и т. д., так и нетрадиционных игровых приёмов в коррекционной логопедической работе с детьми.
На занятиях с детьми использую конструктор «Вязкий пушистый шарик». Элементы конструктора представлены в виде шариков-репейников, скрепляющих между собой за счет наличия в них мелких крючков, это позволяет детям собирать всевозможные объемные конструкции разных цветов и размеров, в том числе и буквы.
Использование данного конструктора позволяет ребёнку поддерживать устойчивое внимание к образу буквы, из каких элементов состоит буква и как они расположены относительно друг друга.
Ребёнок выполняет задание по реконструкции буквы добавляя элемент.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Проблема нарушений письменной речи у дошкольников одна из самых актуальных для дошкольного обучения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-376614-1485577508.jpg)
Ребёнок реконструирует букву, изменяя пространственное положение букв.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Публикация Представление опыта работы Мастерская букв с помощью конструктора Вязкий пушистый шарик размещена в разделах Буква С и звуки С С](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-376614-1485577607.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Конспекты занятий Воздушный шарик](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-376614-1485577652.jpg)
Составляют слова из букв
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Опыты и эксперименты с шарами Вязаные игрушки и пособия для детей Конструкторы занятия с конструкторами Обучение грамоте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-376614-1485577778.jpg)
Кроме работы по профилактике оптической дисграфии у детей, тренируются движения пальцев рук, строение деталей конструктора позволяет массажировать пальцы, ладони, что активизирует работу коры головного мозга, особенно речевых зон.