Ирина Ефименко
Представление опыта работы «Мастерская букв» с помощью конструктора «Вязкий пушистый шарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нарушений письменной речи у дошкольников - одна из самых актуальных для дошкольного обучения. Эти нарушения сложны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться: нарушения устной речи; недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов; оптико-пространственной организации деятельности письма; рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции; отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Публикация «Представление опыта работы „Мастерская букв“ с помощью конструктора „Вязкий пушистый шарик“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Воздушный шарик. Опыты и эксперименты с шарами
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Темочки
Решением проблем нарушений письменной речи у детей является ее профилактика. В дошкольном образовательном учреждении во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков устной речи обязательно присутствуют упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Другими словами, на занятиях логопеда с дошкольниками должны использоваться упражнения, направленные на развитие функций, навыков и умений, составляющих предпосылки для формирования правильной письменной речи. Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике данных нарушений.
Одним из видов нарушений письменной речи является оптическая дисграфия, она связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Одним из этапов работы по профилактике оптической дисграфии является работа по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими буквами. Цель данного этапа – помочь детям быстрее запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направленности элементов букв.
Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной с использованием различных анализаторов. Это подталкивает к поискам как традиционных (лепка букв из пластилина, конструирование из спичек, палочек и т. д., так и нетрадиционных игровых приёмов в коррекционной логопедической работе с детьми.
На занятиях с детьми использую конструктор «Вязкий пушистый шарик». Элементы конструктора представлены в виде шариков-репейников, скрепляющих между собой за счет наличия в них мелких крючков, это позволяет детям собирать всевозможные объемные конструкции разных цветов и размеров, в том числе и буквы.
Использование данного конструктора позволяет ребёнку поддерживать устойчивое внимание к образу буквы, из каких элементов состоит буква и как они расположены относительно друг друга.
Ребёнок выполняет задание по реконструкции буквы добавляя элемент.
Ребёнок реконструирует букву, изменяя пространственное положение букв.
Составляют слова из букв
Кроме работы по профилактике оптической дисграфии у детей, тренируются движения пальцев рук, строение деталей конструктора позволяет массажировать пальцы, ладони, что активизирует работу коры головного мозга, особенно речевых зон.