Ирина Банникова
Представление опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта : «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников старшего возраста в совместной деятельности в условиях группы компенсирующей направленности»
Главная цель опыта работы состоит в том, чтобы принять участие в создании в ДОУ такой организации работы по сохранению здоровья у дошкольников, которая бы способствовала формированию начальных представлений о здоровом образе жизни (долее ЗОЖ, способах сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. Важная задача состоит в создании форм и средств для реализации этого проекта с целью воспитания творчески активного, развитого и самостоятельного ребёнка.
Публикация «Представление опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
Идеей моей работы стало предположение, что проведение целенаправленной, систематичной, скоординированной работы по формированию начальных представлений о ЗОЖ, ценности своего здоровья поможет совершенствованию и развитию детей, будет развивать и совершенствовать их психофизические возможности.
Задачи, решаемые в опте работы :
- изучение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста (выяснить, какое место занимают здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании детей; как эта проблема формулируется учёными – Осокина Т. И., Васильева М. А., Вавилова Е. Н., Логинова В. И., Кенеман А. В., Хухлаева Г. В.);
- построение работы таким образом, чтобы способствовать приобщению детей к культуре физического развития как естественной состовляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле этого слова и приобретению навыков взаимовыгодного сосуществования в социальной среде;
- формирование у дошкольников старшего возраста представлений о ЗОЖ и привитие им норм поведения в обществе с целью заботы о своём здоровье и здоровье окружающих при совместных усилиях педагогов ДОУ и родителей.
Содержание психолого-педагогической работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни (далее ЗОЖ) у детей старшего возраста в условиях группы компенсирующей направленности
• расширять представления детей об особенностях функционирования целостности человеческого организма, акцентирую внимание на особенностях их личного организма и запретах по здоровью;
• расширять представления детей о важных компонентах ЗОЖ – правильное питание, движения, сон, природные факторы, физкультура) и факторах, негативно сказывающихся на здоровье;
• формировать представления о важности правильного питания, объёме пищи, последовательности её принятия, питьевой режим, качество продуктов;
• расширять представления о роли режима дня и гигиены для здоровья человека;
• формировать представления о важности физической культуры и спорта, закаливании, активном отдыхе;
• формировать умение характеризовать своё самочувствие и умение обратиться за помощью.
Новизна опыта работы
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда актуальной. К детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
По моему мнению, забота о сохранении здоровья ребёнка должна занимать приоритетные позиции в системе дошкольного воспитания. Сегодня как никогда актуальна проблема взаимодействия и сотрудничества семейного воспитания и ДОУ, целью которого остаётся подготовка ребёнка к обучению в школе. И следует предполагать, что при отсутствии здоровья ребёнок не сможет реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В связи с этим приобретают большое значение элементарные знания о своём здоровье у дошкольников с целью его самосохранения.
Авторами многих оздоровительных программ на примере показана значительная оздоровительная эффективность реализации преемственности в работе ДОУ, семьи и школы.
Роль и значимость данной работы для дошкольного воспитания очевидна –
совершенствование оздоровительной работы, новый подход к взаимодействию с семьёй.
Ребёнок – целостный духовный организм, посредник и преобразователь значимых для него природных, социальных, экологических связей. Усматривается образовательно-оздоровительный эффект в воспитании у ребёнка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы игровой деятельности.
Новизна опыта состоит в создании психолого-педагогических условий для развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Пути решения задач – интегрированная деятельность в образовании, игры, мероприятия, досуги и праздники, беседы, чтение литературы и обсуждения прочитанного, отображение мировоззрения через художественную деятельность, использование эмоционально-привлекательных форм.
Актуальность опыта
В ДОУ осуществляется формирование современной просвещённой творческой личности, происходит первоначальное становление её физического, психического духовного здоровья. Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в реальных условиях.
Общая концепция непрерывного образования согласно ФГОС для этого предлагает : обязательным компонентом новой системы должны быть задачи по сохранению и укреплению здоровья, гигиеническому воспитанию, формированию физической культуры.
Решение данной задачи в большей мере зависит от совокупности компонентов :
• совершенствование методики проведения совместной деятельности по формированию начальных представлений о ЗОЖ и индивидуализация при их проведении;
• подборка адекватных средств для совместной деятельности к функциональным возможностям детей;
• формирование осознанной заинтересованности и обоснованной мотивации в творческой и интеллектуальной активности дошкольников;
• поддержание «педагогики сотрудничества», врачебно-педагогического контроля и человеческого фактора общения всех участников педагогического процесса.
В концепции дошкольного воспитания решению задач, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится главное место. На современном этапе – это одна из стратегических задач развития России, решение которой регламентируется такими нормативно-правовыми документами как:
• Закон РФ «Об образовании», статья 51
• Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
• Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей РФ» и другими.
Анализ содержания современных программ физического развития и оздоровления детей показал, что эта задача признаётся одной из самых важных.
Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения физиологических возможностей детей. При этом индивидуально-дифференцированный подход является ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы.
Концепция работы
В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас плохую экологическую обстановку, что особенно характерно для нашего города Ефремова, выделяется множество факторов отрицательного воздействия на ребёнка. Здоровье в настоящее время перестало быть личной проблемой одного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за сохранение здоровья между обществом, индивидуумом и медициной. Основной задачей ДОУ является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем каждого дошкольника. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных моментов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа по формированию начальных представлений о ЗОЖ в самом ДОУ и в семье воспитанников.
Концепция моего опыта строится на комплексности следующих направлений педагогической деятельности:
• образовательное направление в совместной деятельности со взрослым - формирование начальных представлений о ЗОЖ, пользе физкультуры и спорта, основных гигиенических правилах и понятиях;
• оздоровительное направление – охрана и укрепление здоровья ребёнка, совершенствование адаптационных и функциональных возможностей организма, повышение умственной и физической работоспособности, достижения полноценного физического развития;
• воспитательное направление включает в себя формирование интереса к систематическим совместным мероприятиям по ЗОЖ, воспитание нравственно-волевых качеств личности, активности и самостоятельности.
Наблюдая за детьми, я заметила, что у них изменилось представление о своём здоровье и окружающем мире. Поэтому назрела необходимость переосмысления в формировании начальных представлений о ЗОЖ. Для этого я пересмотрела некоторые аспекты построения педагогического процесса в свете рекомендаций ФГОС и наметила перспективы дальнейшего развития, основных составляющих и главных ориентиров по совершенствованию.
Суть инициативы моей работы – это развитие здорового, творчески активного ребёнка, способного легко адаптироваться в современных условиях.
Значимость работы заключается в актуализации задач воспитания позитивного отношения к здоровому образу жизни, на стабилизацию уровня физического и психического здоровья детей через взаимодействие «педагог – ребёнок – родители».
Ожидаемые результаты – повышение уровня представлений о ЗОЖ у детей и их родителей, снижение заболеваемости в ДОУ, повышение уровня физического развития, появление желания у детей и родителей заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
Моя работа по обозначенной теме является своевременной и значимой, потому что создаёт оптимальные условия для взаимного сотрудничества семьи и ДОУ в сохранении здоровья детей.
Перспективы развития опыта
Значение подачи этой темы состоит в познании ребёнком человека, взаимодействие природы и человека с обществом, которое оказывает содействие формированию его как здорового, самосовершенствованного объекта целостной системы. Познавая своё бытие, близких и родных, ребёнок становится полноценным гражданином своей родины России.
В своей совокупности базовые знания интегративных видов деятельности детей совместно с педагогами и родителями дают возможность формировать элементы целостной картины мира и решать такие задачи:
• формировать начальные представления о человеке и его здоровье, пользе ЗОЖ;
• воспитывать у детей мотивационные установки на приоритет здоровья;
• формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в осуществлении различных подходов к формированию начальных представлений о правильном питании, социальном благополучии, гигиене и профилактике заболеваний.
В дальнейшей перспективе приоритеты своей работы вижу в следующем :
• культивирование у дошкольников старшего возраста осмысленного отношения к собственному физическому и духовному здоровью в целом; расширение на этой основе адаптивных возможностей организма;
• воспитание у ребёнка возможности совместно с педагогом способности к самопознанию собственной телесной организации в посильной для него форме;
• развитие эмоционального сопереживания к другим людям;
• превращение правил ЗОЖ в повседневную потребность у взрослых и детей в ДОУ.