Любовь Гордеева
Представление опыта кружковой работы «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд1)
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокро-вищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». К. Д. Ушинский
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сентезивно к усвоению речи. Поэто-му процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. (Слайд 2)
Публикация «Представление опыта кружковой работы „Говорушки“» размещена в разделах
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняш-ний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными рече-выми нарушениями остается стабильно высоким.
• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
• Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
• Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Цель кружка : развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей.
Направленность:
Речевое развитие ребёнка дошкольного возраста, овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.
Срок реализации: 1 год (Слайд 3)
Задачи кружка :
Обучающие:
• Предоставление ребенку возможности самореализации в речевой дея-тельности.
• Создание возможности проявления детьми своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.
• Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окру-жающих.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи;
Развивающие:
• Развивать грамматический строй речи, развивать связную речь, разви-вать словарный запас.
• Развивать мелкую моторику;
• Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
(Слайд 4)
Условия реализации:
Весь процесс организуется так, чтобы ребенок был позитивно настроен на общение, мог свободно общаться с другими детьми и взрослыми, если у него возникает такая потребность, мог говорить о своих чувствах. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. Во время деятельности создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творче-скую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для разво-рачивания разнообразных сюжетов в игре (индивидуально и со сверстни-ками, свободного комбинирования событий и персонажей из разных смыс-ловых сфер; с одинаковой легкостью развертывать сюжет через роли (роле-вые взаимодействия) и через режиссерскую игру, проигрывать эпизоды сюжета в чисто речевом повествовательном плане; быть инициатором игры-фантазирования со сверстником.
Методы работы :
1. Наглядные:
• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в при-роде, экскурсии);
• Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассмат-ривание игрушек и картин, описание детьми картинок и игрушек.
2. Словесные:
• Чтение и рассказывание художественных произведений.
• Пересказ, обобщающая беседа, заучивание наизусть.
• Рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические:
• Дидактические игры, дидактические упражнения.
• Игры-драматизации, инсценировки.
• Хороводные игры. (Слайд 5)
Педагогическая целесообразность
Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирование звуковой стороны речи. Дети 5 – 6 лет пересказывая художественный текст, затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности: эпитетов, сравнений, образных выражений и грамматически правильном оформлении предложений. А произведения, адресованные старшему дошкольному возрасту, вызывают еще более се-рьезные затруднения у детей. Совершенствовать знания педагогов по обу-чению пересказывания и рассказывания литературных произведений, со-ставлению творческих рассказов и из личного опыта. (Слайд 6)
Методическое обеспечение
• Инструментарий для тематического планирования занятий.
• Библиотека художественной литературы.
• Картотека речевых игр. (Слайд 7)
Организация предметно-развивающей среды.
В течение года пополнила и разнообразила предметно– развивающую среду группы:
• Дидактическими играми.
• Демонстрационным материалом;
• Масками;
• Сюжетными картинками, игрушками. (Слайд 8)
Основные направления работы кружка :
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой проис-ходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. (Слайд 9)
Развитие словаря
Слово–это основная единица языка, и совершенствование речевого об-щения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высо-кого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональ-ное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состо-яния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозна-чений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Таким образам работа над формированием словаря очень актуальна, поэтому в течение года более глубоко работала над следующими вопро-сами: активизировать употребление в речи прилагательных, употреблять слова–антонимы, использовать в речи наиболее употребляемые суще-ствительные, многозначные слова. Были подобраны занятия, речевые иг-ры и упражнения, которые способствовали формированию словаря:
• Загадки «Сложные слова».
• Игра «Добавь словечко», «Укрась елку».
• Игра с мячом «Закончите слово». (Слайд 10)
Воспитание звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окру-жающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой куль-туры речи у детей оказывает воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по развитию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, пра-вильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи».
Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, ис-кусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать воз-растные особенности речи детей. Усвоение ребенком звуковой стороны слова -это сложнейшая работа, которая делится на следующие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и верное произношение зву-ков, самостоятельное вычленение их из слова, звуковой и слоговой ана-лиз, действия со словами.
Для воспитания звуковой культуры речи подобрала дидактические игры:
• Игра «Доскажи словечко», «Поздравления».
• Хороводная игра «Каравай».
• Дыхательное упражнение «Подуем на снежинки». (Слайд 11)
В работе над формированием звуковой культуры речи использую ре-чевые средства: потешки, считалки, чистоговорки.
Они способствуют правильному формированию звукопроизношения, обобщают знания детей об окружающей действительности. (Слайд 12)
Формирование грамматического строя речи.
Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функци-онирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребе-нок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе. У детей старшего дошколь-ного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в иг-ре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития. Таким образом, грамматические категории отрабатывала, используя различные виды игр:
• настольно-печатные;
• дидактические;
• подвижные игры;
• сюжетно – ролевые;
• компьютерные игры. (Слайд 13)
Развитие связной речи.
Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организа-ции деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Главной задачей развития связной речи ребё нка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через раз-личные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведе-ний, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явле-ниях природы, создание различных видов творческих рассказов, освое-ние форм речи-рассуждения (Игра «Составь рассказ», «Почемучкины вопросы», «Синичкины друзья», «Если бы.»). (Слайд 14)
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
Родной язык – это «ключ, который открывает детям сокровища знаний» (О. И. Соловьёва). Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре (художественной литературе, фольклору, изобрази-тельному искусству, получают знания об окружающем мире (животном и растительном царстве, о людях и их взаимоотношениях и т. д.). Словом дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания. А так как любое слово является в той или иной мере обобщением, то в процессе овладения речью у ребёнка постепенно развивается логическое мышление. Освоение языка даёт возможность детям свободно рассуж-дать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями, проявлять свои знания и умения в детском творчестве. (Слайд 15,16)
Итог работы кружка «Говорушки» за учебный год подвели в празд-ничной обстановке. Для родителей и детей старших групп детского сада показали инсценировку сказки «Колобок на новый лад». (Слайд 17).