Маргарита
Представление опыта работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
1 часть.
Тема моей углубленной работы «Роль пения в развитии детей дошкольного возраста».
Современные изменения в дошкольном образовании вызывают необходимость выработки новых подходов к творческому развитию ребенка. Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь к красоте окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительного искусства.
Публикация «Представление опыта работы музыкального руководителя» размещена в разделах
По новым требованиям содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
В разделе «Пение» основными задачами являются:
- формирование навыков выразительного пения;
- развитие навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него;
- развитие песенного музыкального вкуса;
- совершенствование певческого голоса, вокально-слуховой координации.
В педагогической деятельности я реализую программу музыкального развития детей «Гармония» под редакцией К. В. Тарасовой.
Главная задача программы - развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности.
Исходя из вышесказанного, я определила основную цель углубленной работы - развитие музыкальных способностей воспитанников, овладение вокальными навыками и формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
- формирование вокально- хоровых навыков (дыхание, звуковедение,
дикция, ансамбль в пении);
- развитие детского певческого голосового аппарата, вокально-
музыкальных способностей детей дошкольного возраста,
эмоциональной отзывчивости и восприимчивости;
- воспитание чувства патриотизма, любви к народному творчеству;
- формирование правильного дыхания, укрепление дыхательной системы и голосового аппарата.
Результатом решения этих задач является саморазвитие ребенка с учетом его интересов. Педагог выступает как создатель условий, а ребенок, как исследователь.
Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняется следующими причинами:
- песенным началом российской музыкальной культуры (как вы знаете, все народные праздники, обряды, все церковные богослужения сопровождались пением и в наше время тоже). Поэтому пение - самый массовый вид народного исполнительства;
- общедоступностью, так как певческий голос сравним с музыкальным инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения;
- адекватностью пения психолого-возрастным особенностям детей, и в частности их стремлению к активным формам освоения искусства, их деятельностной природой;
- особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;
- значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире, так как коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения.
Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Кроме того, значение певческой деятельности трудно переоценить и в личностном развитии ребенка.
Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, но и способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.
Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь. Общеизвестно, что пение применяется в коррекции заикания.
Занятия пением развивают социально-личностные и коммуникативные качества и помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.
Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поскольку у дошкольников несовершенна дыхательная система, пение является естественным здоровьеукрепляющим фактором. Также, певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.
На музыкальных занятиях я применяю следующие виды певческой деятельности дошкольников:
1. Пение для развития музыкального восприятия :
- слушание песен, не предназначенных для пения;
- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;
- пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).
2. Исполнение песен:
- пение с сопровождением и без него;
- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;
- пение для сопровождения движений (хороводы).
3. Пение в музыкально-образовательной деятельности :
- пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;
- анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер).
4. Песенное творчество:
- импровизация.
Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние. Разнообразны также формы их организации: непосредственно образовательная деятельность (коллективная и индивидуальная, самостоятельная деятельность, кружковая деятельность, праздники и развлечения.
В содержании совместной музыкальной деятельности с детьми я обязательно применяю следующие алгоритмы:
- наличие мотива деятельности;
- постановка проблемы;
- самостоятельное творческое участие детей в решении проблемы;
- дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения;
- создании ситуации успешности.
В рамках дополнительного образования дошкольников мною был разработан план вокального кружка «Веселые нотки». Он был составлен на основе парциальной программы «Ладушки» И. Каплуновой и таких методических разработок, как «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугиной, «Учите детей петь» Т. М. Орловой и некоторых других.
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Процесс развития способностей детей невозможен без мониторинга деятельности и сравнения результатов. Я провожу педагогическую диагностику на начало и конец учебного года по усвоению программы музыкального воспитания воспитанниками в каждой возрастной группе Мне бы хотелось остановиться на разделе «Пение» и представить вашему вниманию развитие певческих способностей детей на примере одной группы, которую я веду третий год.
На начало 2009-2010 учебного года был продиагностирован 31 ребенок. Результаты диагностики развития певческих способностей детей: 29% - низкий уровень, 51% - средний и 20% - высокий уровень.
На конец 2009-2010 учебного года следующие показатели: низкий уровень – 3%, средний – 42%, высокий – 55%.
Низкий уровень уменьшился на 26%, средний уровень уменьшился на 9%, высокий увеличился на 35%.
На начало 2010-2011 учебного года продиагностировано 33 ребенка: низкий уровень – 21%, средний уровень – 67%, высокий – 12%.
На конец 2010-2011 учебного года: средний уровень – 40%, высокий уровень – 60%.
Низкий уровень уменьшился на 21%, средний – на 27%, высокий увеличился на 48%.
На начало 2011-2012 учебного года продиагностировано 26 детей. Низкий уровень – 12%, средний уровень – 76%, высокий уровень – 12%.
Своими достижениями я считаю то, что в 2011 году мои воспитанники участвовали в отборочном туре и затем выступали на гала-концерте городского фестиваля детского творчества «Планету детям», участвовали в концерте, посвященном дню защиты детей, который проходил в Доме детского творчества, а также в концерте, посвященном юбилею пенсионного фонда. Я участвовала в конкурсе «Воспитатель года ДОУ – 2010», в котором заняла II место. Участие в этом конкурсе, помогла мне открыть в себе некоторые способности, о которых я даже не догадывалась. Участвовала в отборочном туре конкурса самодеятельности «Грани таланта» и в концерте, посвященном 23 февраля.
2 часть.
Я хотела бы представить вашему вниманию фрагменты видеозаписи непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию и новогоднего утренника.
Музыкальную деятельность детей я организую на основе принципов здоровьесберегающей педагогики, поэтому использую валеологические песенки-распевки. Сейчас я представляю вашему вниманию валеологическую песенку-распевку «Доброе утро», дети второй младшей группы.
Фрагмент видеозаписи валеологической песенки-распевки «Доброе утро», вторая младшая группа «Красная шапочка».
Для поддержания интереса детей к пению нужна мотивация деятельности. Я использую прием введения на занятии какого-либо образа, например образ солнышка, для которого дети исполняют песню. Вторая младшая группа.
Фрагмент занятия (обращение к солнышку, вторая младшая группа «Красная шапочка».
Большое воспитательное значение для музыкального и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Кроме того, игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения. Посмотрите фрагмент подвижной музыкальной игры с пением «Мишка косолапый», средняя группа. Здесь я также использую прием введения персонажа – медведя. Играющие дети с удовольствием поют свое музыкальное обращение к персонажу.
Фрагмент подвижной музыкальной игры «Мишка косолапый», средняя группа «Дюймовочка».
Пение можно интегрировать с музыкально-ритмическими движениями. При этом концентрируется внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом, осуществляется познавательно-речевое и эмоциональное развитие дошкольников. Это убедительно на примере исполнения хороводной песни «Новый год». Новогодний утренник, старшая группа.
Фрагмент исполнения хоровода «Новый год», старшая группа «Ромашка».