Получи документы

Различные формы работы со старшими дошкольниками

Ксения Холоманова
Различные формы работы со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками.

Публикация «Различные формы работы со старшими дошкольниками» размещена в разделах

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности мы руководствуемся психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:

- принцип интереса,

- сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,

- единство отдыха и познания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные занятия:

Занятия-соревнования.

( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

Занятия КВН.

(Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина) .

Театрализованые занятия.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию) .

Занятия - сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) .

Занятие-консультации.

(Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка) .

Занятия-взаимообучения.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию) .

Занятия-аукционы.

(Проводятся как настольная игра «менеджер»)

Занятия-сомнения.

(Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает) .

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия.

(Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа) .

Занятия-сказки.

Занятия-концерты.

(Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию) .

Занятия типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

Занятия типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Занятие «Интеллектуальное казино».

(Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда) .

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить такие задачи, как:

-мотивация учебной деятельности,

-развитие познавательной самостоятельности;

-формирование и развитие творческих способностей;

-усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;

-формирование опыта самообразования и т. д.

В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

Одно из средств решения этих задач на уроках математики - творческие проекты детей. Содержание проектной деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами.

Проектную деятельность дошкольников условно можно разделить на несколько основных этапов. В рамках первого из них осуществляется погружение в проект. Этот этап должен быть проведен так, чтобы дошкольники заинтересовались работой в рамках проекта. После появления интереса, его необходимо сохранять и развивать.

В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.

Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний. Помимо работы над основной проблемой – темой проекта - решаем следующие задачи: воспитание самостоятельности, активности, коллективизма; уважение чужого мнения и свободы, развитие творческой “жилки”, пытливости и любознательности.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.

Во всех направлениях работы используются разнообразные приёмы, такие как:

- работа по индивидуальным карточкам, заданиям разной степени сложности; -ответы «на ушко», которые предупреждают возможные повторы при ответах детей и придают уверенность застенчивым детям;

- использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;

-проблемные вопросы;

-постановка задач «открытого типа», предполагающей множество верных решений;

-самостоятельный поиск необходимой информации;

-самостоятельное выполнение практических действий;

-самостоятельное составление экспериментальных моделей, схем выполнения действий;

-работа по алгоритмам;

-обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.

В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.

Необходимо использовать игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов и явлений; игры на развитие умения сопоставлять и делать умозаключения, на развитие внимания, сообразительности, на умение обобщать и классифицировать. (Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас).

Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; понимать инструкцию и алгоритм деятельности; ориентироваться в источниках информации и получать информацию, используя различные источники; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры) ;

-ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Одним из самых популярных программных средств, используемых на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point.

Программа Power Point проста в использовании. Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.

НОД по ФЭМП с использованием компьютера помогает решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по предмету;

• систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению;

• оказать учебно-методическую помощь детям в самостоятельной работе над учебным материалом.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели НОД:

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у дошкольников, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности детей.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Образовательный аспект: восприятие детьми учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.1.1249-03 образовательная деятельность с использованием компьютера (в компьютерном классе) проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раза в неделю продолжительность работы ребёнка за компьютером 8 - 10 минут и общая продолжительность 25 минут. Занимаются дети подготовительных и старших групп по подгруппами по 6-8 человек.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.

Публикации по теме:

Программа проведения педагогического совета «Развитие элементарных математических способностей» ПРОГРАММА Проведения педагогического совета в МБДОУ № 6 «Солнышко» по теме «Развитие элементарных математических способностей у дошкольников.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями РЭМП у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Различные формы работы со старшими дошкольниками
Опубликовано: 27 января 2015 в 08:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Различные формы работы со старшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Холоманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД