Ольга Веревкина
Конспект НОД по элементарному музицированию «Перевернем осеннюю страницу…»
▼ Скачать + Заказать документы
b]НОД по элементарному музицированиюв[/b] группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи.
Тема:
«Перевернем осеннюю страницу…»
Составила: музыкальный руководитель Веревкина О. А.
Цель: формирование музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста средствами элементарного музицирования; использование экспериментальной деятельности для развития познавательного интереса и расширения знаний детей.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по элементарному музицированию „Перевернем осеннюю страницу…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Систематизировать знания детей об осени, путем реализации проекта «Познаем вместе»;
закрепить с детьми формы музицирования через игру на шумовых инструментах (озвучивание иллюстраций);
эмоционально исполнить песню Л. Книппера «Почему медведь зимою спит?»;
обогатить словарный запас детей;
побуждать детей придумывать логическое завершение предложения в стихотворной форме;
развивать образное представление о явлениях природы;
развивать чувство ритма, тембровый и ансамблевый слух, воображение;
развивать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от музыки;
привлечь внимание детей к особой красоте осенних и зимних звуков природы;
воспитывать чувство прекрасного;
воспитывать и поддерживать интерес к восприятию поэзии, музыки и звуков окружающего мира;
доставить удовольствие от радости игры со звуками.
Оборудование: тон-блоки, кубики, металлофоны, свистулька, треугольник, самодельные инструменты для шумового оркестра, авторское пособие «Волшебная книга звуков», карточки с изображением шумовых музыкальных инструментов, шумелки по количеству детей, видеосопровождение особенностей осени, "снежные бабочки" для танца, кукла "Шуршик".
План:
1. Организация детей наобразовательную деятельность. Музыкальное приветствие.
2. Создание проблемной ситуации. Знакомство с пособием «Волшебная книга звуков».
3. Беседа об особенностях ушедшего времени года с опорой на видеоизображения и знания о музыкальных произведениях об осени.
4. Логоритмическое упражнение «Ветер».
5. Танец по показу с использованием куклы живой руки для двоих «Шуршик».
6. Беседа по зимней странице «Волшебной книги звуков».
7. Игра на шумовых и музыкальных инструментах в импровизированный оркестр по карточкам на музыку С. Прокофьева «Фея Зимы» из балета «Золушка».
8. Творческая работа с детьми по сочинению стихотворного текста о зиме.
9. Исполнение песни Л. Книппера «Почему медведь зимою спит?» с использованием видеоряда.
10. Исполнение импровизированного танца «Снежных бабочек»
11. Итог.
Ход занятия
1. Организация детей на образовательную деятельность. Музыкальное приветствие.
Муз. руководитель встречает детей, которые под музыку заходят в музыкальный зал.
Муз. рук. Я рада вас видеть. Поздороваемся с вами музыкальным приветствием. Проходите, садитесь.
Муз. рук. Ребята, я принесла вам «Волшебную книгу звуков». Каждая страница этой книги имеет свое особенное звучание. Попробуем озвучить какую-нибудь страничку?. Откроем страницу, а вы ответите о чем пойдет речь сегодня. (открываем на осенней странице)
Ответы детей
Муз. рук. Да, вы правы, мы поговорим об осени (тихо звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского)
Воспитатель: Ребята, а что бы случилось, если бы осени не было?
Ответы детей: не созрел бы урожай овощей и фруктов, люди бы его не собрали.
Воспитатель:
1. Зачем людям собирать урожай? (что бы сделать запасы на зиму)
А действительно ли собранные овощи и фрукты нужны людям? (они богаты витаминами, необходимы для нормального пищеварения, тем и полезны).
Ответы детей: деревья не сбросили бы листву.
Воспитатель:
2. Зачем деревья сбрасывают листву?
(если листья останутся на дереве, то под тяжестью снега зимой ветви сломаются)
Ответы детей: птицы не улетели бы в теплые края.
Воспитатель:
3. Почему птицы улетают на юг?
(становится холодно и мало корма)
Воспитатель предоставляет слово ребенку, который расскажет интересные факты о поведении птиц во время перелета.
Ответы детей: не было бы длительных дождей.
Воспитатель: Осенние дожди очень необходимы. Сухая почва не замерзает в морозы, холод сковывает только хорошо увлажненную почву, на которую ровным покровом потом ложится снег.
Воспитатель: Если бы не было осени, мы бы не увидели этой красоты (слайд с осенним пейзажем).
Читает стихотворение об осени Ю. Капустиной.
Муз. рук. : Как восторженно сказал об осени поэт, но осень и в музыке не менее красива.
Скажите, ребята, а какие музыкальные произведения об осени вы слышали? («Осенняя песня» П. И. Чайковского, «Фея Осени» С. С. Прокофьева)
- Как композиторы изображают картины осени в этих пьесах?
(осень печальная, задумчивая, унылая, красивая в «Осенней песне», а в балете «Золушка» осень стремительная,летящая, ветреная, быстрая…)
- Какие звуки присущи осени? (показ в книге – шелест, стук, шорох)
(шелест листьев, шум дождя, шорох деревьев, стук)
Му з. Рук.
- Как шумит осенний ветер? Озвучим его голосом (шшш, у-у-у, фррр)
Изобразим ветер, помогая голосом и движениями, повторяйте за мной, только я буду тихим ветром, а вы – сильным и громким.
Упражнение «Ветер»
Он трепал берез макушки-ш-ш-ш (качают руками над гоовой).
Он в печной трубе рычал –р-р-р (изображают «крышу» над головой и «моталочку»).
Просвистев возле опушки с-с-с (руки у рта).
Быстро в небо он умчал у-у-у (покачивание рук внизу с постепенным подъемом вверх).
(Дети выполняют движения и озвучивают их по показу педагога).
Муз. Рук. Смотрите, ребята, на осенней страничке живет Шуршик. Хотите чтобы он ожил? Раз-два-три – Шуршик к нам приди! Лиза и Тема мне помогут
(воспитатель выносит куклу живой руки).
- Поиграем вместе с ним? Возьмите шумовые инструменты, которыми можно шуршать, шелестеть, стучать. Выходите на середину зала и повторяйте движения за Шуршиком
Шуршик осенью шагал и, конечно же, шуршал
У опушки слышит, вдруг, раздаетсядятла стук
Шуршик шелестел, шуршал
Дятел долго так стучал…
(звучит аудиозапись)
Танец с куклой живой руки для двоих "Шуршик".
Муз. рук. Шуршик разгулялся и перевернул страницу нашей книги. Ребята, садитесь, рассмотрим ее.
(показывает изображение зимнего леса и озвучивает страницу шумовыми инструментами).
-Представьте, если мы попадем в зимний лес, какие звуки мы услышим?
(Ответы детей)
-Прилушайтесь. Что делает ветер? (шуршит, завывает) -педагог шуршит бумагой.
-Мы ступаем по снегу и слышим его (хруст) – использует мешочки с крахмалом
- Нас окружают заснеженные деревья, прислушайтесь – они «переговариваются» (провести палочкой по гофрированной бумаге, шумят, трещат.
- по верхушкам деревьев пробежал солнечный лучик - (постучать молоточком по хрустальным бокалам)
- замерзшие веточки бьются друг о друга…– (позвенеть ключами)
Муз. рук. Попробуем сыграть музыку зимы с помощью шумовых инструментов и графических изображений (предлагаются карточки с изображением шумовых инструментов).
Я попрошу вас подойти, взять инструменты и стать на снежинки. Я – буду управлять оркестром, буду показывать на карточки, а вы будете играть по моему показу.
- Ребята, как называют человека управляющего оркестром?
(дирижер)
Внимательно смотрите на карточки и помните – любая музыка начинается с тишины…
(звучит аудиозапись С. Прокофьев «Фея Зимы» музыка из балета «Золушка»).
Игра в импровизированный оркестр с помощью карточек
Муз. рук: Спасибо, музыканты за великолепное исполнение.
Воспитатель: Только что вы, ребята были музыкантами, а я предлагаю Вам стать поэтами и сочинить стихотворение о зиме.
Я буду предлагать вам начало, а вы подберете окончание поэтической строчки.
Наступили холода. Приближаетя зима
Все затихло, отдыхает.
кто -то даже засыпает1
Речка вдруг остановилась.
Заискрилась,заснежилась!
С неба падают искринки.
Это белые снежинки
Ой, ты зимушка-зима.
В гости снова к нам пришла!
Теперь спрошу я вас о том,
кто красоты этой не знает.
Он спит в берлоге сладким сном
Воспитатель: Почему же медведь зимой спит?
Муз. рук: А я знаю другую причину. Споем с вами шуточную песню про это? А видеоизображения нам подскажут характер исполнения песни.
Исполнение песни Л. Книппера «Почему медведь зимою спит?» с использованием видеоряда.
Воспитатель: Медведь проспит до самой весны, а снится ему будут бабочки, только они зимой, почему-то, снежные…Придумаем танец снежных бабочек? (раздать всем вырезанных из фольги и прикрепленных на палочках)
Исполнение импровизированного танца «Снежных бабочек».
Муз. рук Сегодня мы перевернули осеннюю страничку и остановились на зимней, но в нашей книге, как всегда,ещё очень много интересного…Если вы хотите еще больше узнать о звуках – пошуршите своими бабочками! А теперь мы попрощаемся до следуюшей встречи и бабочки вас унесут в группу!