Папки-передвижки

Консультация «Логопедические игры со старшими дошкольниками»

Людмила Федотова
Консультация «Логопедические игры со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Игры в логопедической работе с детьми.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушением словарного запаса, звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы также наблюдается отклонения в общей и артикуляционной моторике, страдает связная речь.

Публикация «Консультация „Логопедические игры со старшими дошкольниками“» размещена в разделах

Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно – психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, памяти, мышления.

Одна из задач предлагаемых ниже игр – помочь детям обогатить словарь, формировать грамматический строй речи, а так же способствовать развитию умственных способностей. Эти задачи решаются одновременно, дополняя и обогащая друг друга.

Логопедические игры составляют основу логопедической работы, поскольку дети, достигают лучших результатов при устранении несформированностей и исправлении дефектов речи. Логопедические игры вызывают увеличение интереса, соревновательной мотивации, улучшают результативность логопедических занятий.

Игры для формирования грамматического строя речи помогут приобрести четкие грамматические представления, будут способствовать развитию речи. Это поможет ребенку избежать трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ведь грамматика русского языка очень сложна. За достаточно короткий срок дети на практическом уровне должны усвоить огромное количество грамматических категорий. Если к началу школьного обучения дошкольник не усвоил грамматические нормы родного языка (неправильно употребляет предлоги, изменияет по падежам, затрудняется в построении предложений и т. д., это может явиться причиной нарушений чтения и письма. Даже в ходе нормального речевого развития, ребенок не сразу усваивает грамматическую систему родного языка. При ОНР грамматический строй формируется медленно и с большим трудом.

При изучении каждой грамматической темы взрослый должен четко проговаривать окончания, предлоги, привлекая внимание ребенка. Данные игры можно использовать при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Логопедические игры всегда имеют правила, проходят при соблюдении определённых условий и дидактических задач. По итогам логопедической игры ребёнок или группа детей всегда получают поощрение, какой-то приз, награду. Дети очень любят логопедические игры, которые доступны им по уровню их подготовки, либо развития.

При организации речевых игр и упражнений предлагаем руководствоваться, такими рекомендациями:

игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);

они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;

игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награда за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры) : по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении обязательно поощряет всех детей, отмечает более успешных и обещает в следующий раз более интересный вариант игры или совсем новую игру.

Разработаны логопедические игры :

• для развития речевого дыхания

• для развития фонематического (специального речевого слуха)

• для развития грамматического строя речи

• овладения новым словарным запасом

• для автоматизации поставленных звуков

• для закрепления навыков грамотного письма и применения орфограмм в письменной речи

Игры для обогащения словаря, формирования грамматического строя речи и развития фонематического слуха.

Игра «Один - много»

Цель: образование множественного числа существительного.

Содержание. Взрослый произносит существительное в единственном числе, а ребенка просит назвать существительные во множественном числе: «Я скажу про один, а ты про много»

Например: мяч – мячи, утка – утки, слон - слоны, стол – столы.

Игра «Прогулка в лес»

Цель: учить ребенка дифференцировать вопросы кого? что? в зависимости от одушевленности – неодушевленности существительного; учить изменять форму одушевленных существительных, употребляя их в винительном падеже единственного числа.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку представить, что они отправились на прогулку в лес (зоопарк, на поляну, на улицу, а затем подумать и перечислить кого можно увидеть в лесу (в зоопарке, на поляне, на улице). Аналогично следует задать вопрос: что можно увидеть в лесу (в зоопарке, на поляне, на улице)

Игра «Чего не хватает»

Цель: употребление существительного в родительном падеже.

Содержание. Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает:

«Чего не хватает у бабочки?»

Ребенок отвечает : «У бабочки не хватает крыла»

Взрослый : «Чего не хватает у ведра?»

Ребенок: «У ведра не хватает ручки»

Игра «Кому что нужно для работы»

Цель: употребление существительного в творительном падеже.

Содержание. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Чем волк будет забивать гвоздь?» (Молотком.) «А чем медведь будет пилить дрова?» (Пилой.) «Чем заяц будет рубить дрова?» (Топором.)

Игра «Найти кубики»

Цель: употребление существительного в предложном падеже с предлогом НА.

Содержание. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Найди все кубики. Расскажи, где ты их нашел. (На полке, на стуле, на кровати)»

Необходимо следить, чтобы ребенок выделял голосом предлог и четко произносил окончания слов.

Игра «Помоги Пете и Маше поделить игрушки»

Цель: употребление притяжательных местоимений МОЙ и МОЯ.

Содержание. Взрослый показывает картинку и говорит : «Если про картинку можно сказать моя – «отдай» её Маше. Если про картинку можно сказать мой - «отдай» её Пете.

Например: «Мяч – мой, «отдам» его Пете»

«Кукла – моя, отдам её Маше»

Игра «В гостях у Грамматики»

Цель: учить различать глаголы прошедшего времени в мужском и женском роде и числе.

Содержание. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Про что я говорю: про бабочку, про жука или про самолеты. Летала…Летал… Летали…». «Про что я говорю: про траву, про цветы, про куст. Росла…Росли… Рос…»

Игра «Куда спрятался котенок»

Цель: употребление предлога под.

Содержание. Взрослый говорит, помоги девочке найти всех котят. Куда спрятался белый котенок? (Под стол.) Куда спрятался черный котенок? (Под стул.) Где рыжий котенок? (Под шкафом.)

Игра «Кто где живет?»

Цель: употребление предлога в.

Содержание. Взрослый говорит: «Расскажи, кто где живет?» (Собака в конуре. Лиса в норе. Белка в дупле)

Произнося словосочетания и фразы с предлогом в, необходимо предлог выделять голосом и произносить его «отдельно» от следующего слова.

Игра «Путешествие ласточки»

Цель: употребление предлога над.

Содержание. Взрослый рассказывает, что ласточки каждый год осенью улетают зимовать в жаркие страны, а весной возвращаются в родные края. Расскажи, над чем пролетают ласточки, чтобы вернуться домой.

Например: «Сначала ласточки летят над морем, потом над горами, над лесами, над полями…»

Игра «Теремок»

Цель: употребление предлогов над, под, между.

Содержание. Рассмотри внимательно теремок и отгадай, про какого зверя я говорю.

a) Этот зверь живет над мышкой. Это… А этот – живет над лисой. Это…

b) Этот зверь живет под зайцем. Это… а этот – под медведем. Это…

c) Этот зверь живет между зайцем и лягушкой. А этот – между волком и зайцем.

А теперь ты сам загадай загадки про животных, используя слова над, под, между.

Игра «Угадай, из чего сделан предмет»?

Цель: употребление относительных прилагательных.

Содержание. Взрослый показывает предмет и объясняет: «Сумка сделана из кожи, значит она кожаная, а шапка сшита из меха, значит она меховая, мяч сделан из резины, значит он резиновый, кораблик сделан из бумаги, значит он бумажный»и т. д.

Игра «С какого дерева лист?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Содержание. расскажи лисенку, с каких деревьев упали эти листочки и как они называются. Например: «Этот лист березы - он называется березовый, этот лист дуба – дубовый, этот лист клена – он кленовый…» и т. д.

Игра «Вкусный сок»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Содержание. Скажи, из чего приготовлены эти соки и варенья. Как они называются? Например: Этот сок сделан из слив, он называется … сливовый, а сок из яблок – яблочный, из груш – грушевый, из апельсинов - апельсиновый

Публикации по теме:

«Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками» Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В последние годы происходит.

Художественные эксперименты со старшими дошкольникамиХудожественные эксперименты со старшими дошкольниками Не секрет, что дошкольники по природе своей исследователи. Если детскому любопытству, которое есть основа творчества ребенка, не ставить.

Игровая деятельность со старшими дошкольниками в условиях ФГОС до Старший дошкольный возраст -это важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности,.

Инсценировка русской народной сказки «Репка» старшими дошкольникамиИнсценировка русской народной сказки «Репка» старшими дошкольниками Играет русская народная музыка. Выходит сказочница. Посидите тихо детки Да послушайте про репку Сказка может и мала Да про добрые дела Сказка.

Проект «Использование старшими дошкольниками атрибутов-самоделок» Проект «Использование старшими дошкольниками в сюжетно - ролевых играх атрибутов, созданных своими руками» Авторы проекта: воспитатель.

Конспект НОД по окружающему миру со старшими дошкольниками «Берегите лес!» Цель : воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе, сформировать у детей знания о нормах и правилах поведения.

Перечень оборудования для проведения сюжетно-ролевых игр со старшими дошкольникамиПеречень оборудования для проведения сюжетно-ролевых игр со старшими дошкольниками Игра «Семья». Роль мамы: парик, сумка дамская, сумка хозяйственная,сотовый телефон,юбка на резинке,коляска, зонт,кошелек, тазик.

Работа со старшими дошкольниками к 9 маяРабота со старшими дошкольниками к 9 мая 9 Мая - День Победы. Это главный праздник в году. Если бы не смелость и самоотверженность наших бабушек и дедушек, а для многих уже прабабушек.

Различные формы работы со старшими дошкольниками НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Одним из основных предметов в школе является.

Роспись доски городецким узором. Занятие со старшими дошкольниками РОСПИСЬ ДОСКИ ГОРОДЕЦКИМ УЗОРОМ ЗАНЯТИЕ ПО РИСОВАНИЮ ЗАДАЧИ: -Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Логопедические игры со старшими дошкольниками»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 18:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Логопедические игры со старшими дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Федотова (УИ 277141) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД