Наталья Савилова
Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
В апреле 2015 года приняла участие во всероссийской заочной научно-практической конференции «Современные тенденции в воспитании и образовании детей в России» являясь автором статьи на тему «Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы» ( ссылка на сайт: https://grandconf.ru/). Надеюсь, что данный материал поможет Вам в работе!
Публикация «Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
"Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы".
Автор: Савилова Н. Н., старший воспитатель МКДОУ с. Воскресенское
Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
А преемственность с позиции школы в свою очередь – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка, пройденное и усвоенное осмысливается на более высоком уровне.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования можно выделить:
-состояние здоровья и физическое развитие детей;
-уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебной деятельности;
-умственные и нравственные способности детей;
-сформированность их интеллектуального и личностного развития;
-развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Подготовка детей к школе – была, есть и будет одной из актуальных проблем образования.
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они научать детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учёбы. Однако, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом и психологическом развитии дошкольника. Но самым важным условием успешного обучения в школе является наличие у ребё нка соответствующих мотивов обучения: отношение к учёбе, как к важному, общественно - значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно устойчивых и сильных мотивов может побудить ребёнка к добросовестному и систематическому выполнению обязанностей, которые налагает на него школа.
Обозначив и осознав данную проблему, необходимо налаживать плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:
-установление единства взглядов и стремлений на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой;
-выработка общих целей и задач, путём достижения намеченных результатов;
-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
-всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Через перечисленные выше задачи нами были определены три основных направления для обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
1. методическая работа;
2. работа с родителями;
3. работа с детьми.
Наш детский сад многие годы сотрудничает с МБОУ Воскресенская СОШ. Вначале каждого учебного года мы заключаем договор преемственности, составляем план совместной деятельности.
Методическая работа осуществляется через проведение консультаций, семинаров-практикумов, бесед, встреч для педагогов детского сада и школы по темам : «Психологическая готовность ребенка к школе», «Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе», «Адаптация детей к обучению в школе». Семинары включают в себя взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ый класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы воспитания и обучения детей.
Работа с родителями ведё тся на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки: «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе : критерии подготовленности будущего первоклассника к школе», «Психологическая готовность и коммуникативные навыки». Проводятся родительские собрания в виде «встречи за круглым столом», где затрагиваются проблемы подготовки ребёнка к школе и выбора будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и педагог-психолог детского сада отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации.
И, конечно же, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются : экскурсии детей подготовительной группы в школу, посещение школьной библиотеки, спортивного зала и школьного стадиона, праздничной линейки 1 сентября – все это вызывает у наших воспитанников желание пойти в школу, интерес и вселяет уверенность в своих силах. Частые и желанные гости в детском саду - это наши выпускники. Они оказывают шефскую помощь детскому саду – на уроках труда делают скворечники, шьют одежду для кукол, инсценируют сказки перед детьми и рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.
Согласованная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведенных за ним еще в детском саду.
Коллектив ДОУ считает, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время и силы для решения задачи преемственности.