Анна Толкачева
Предоставление педагогического опыта «Игра как средство формирования коммуникативных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Выбирая тему работы “Игра, как средство формирования коммуникативных способностей”, хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.
Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А. С., Эльконин Д. Б., Щуркова Н. Е., Мухина В. С., Аникиева Н. П.
Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться.
Публикация «Предоставление педагогического опыта „Игра как средство формирования коммуникативных способностей“» размещена в разделах
Поэтому большое внимание решила уделять формированию коммуникативных способностей детей через игру. Это стало целью моей работы.
Для достижения поставленной цели определила задачи работы :
1. Научить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
2. Развивать язык жестов, мимики, словарный запас.
3. Развивать навыки игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы:
1. Словесные (рассказ, беседа, составление рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений).
2. Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, разыгрывание театрализованных сценок).
3. Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей).
4. Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно - ролевые, здоровьесберегающие игры, пальчиковые игры, подвижные игры).
Среди различных методов формирования коммуникативных способностей занимает игра. Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.
При организации проведения игровой деятельности учитываю принципы:
Принцип свободного участия.
Принцип взаимного уважения.
Принцип осознанности.
Принцип рефлексии.
Задачами игровой деятельности в дошкольном возрасте являются:
развитие коммуникативных качеств у детей в игре
развитие координации и мелкой моторики
развитие у детей образной памяти, внимания, речи
развитие воображения как основы творческой деятельности
формирование в процессе игр нестандартного мышления
организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий.
В работе использую такие формы работы с детьми и родителями как:
Совместная деятельность с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Совместные мероприятия с детьми, родителями, и педагогами.
Игры классифицируются на Творческие игры Игры с правилами.
К творческим относятся…
К играм с правилами относятся…
Мой опыт работы с детьми основан на использовании таких видов игр как:
Подвижные игры
Хороводные
Сюжетно- ролевые игры.
Подвижные игры - эмоциональная и физическая разрядка растущего организма. Они помогают детям почувствовать друг друга, развить эмпатию (чуткость).
Задачи:
Создать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений.
Познакомить со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности.
Способствовать применению полученных навыков невербального общения и коммуникативные умения в самостоятельной деятельности.
Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.
Задачи:
Развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Развивать общение и доброжелательные взаимоотношения.
Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Сюжетно-ролевые игры - это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его.
Задачи:
Развить навыки общения.
Учить согласовывать свои действия с другими участниками игры.
Примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций.
Слайд № 22-23 Фотографии
Слайд № 24 Работа с родителями.
Слайд № 25 Развивающая среда фото
Слайд № 26 Совместное игровое развлечение с родителями.
Слайд № 27 Спасибо за внимание.