Наталья Загуляева
Предметы, которые нас окружают «История шариковой ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметы, которые нас окружают.
Занятие - исследование в подготовительной к школе группе
«История шариковой ручки»
Задачи
Образовательные:
формировать первичные представления об этапах возникновения и истории развития шариковой ручки. Обогащать знания детей о свойствах веществ (камни, песок, глина, чернила).
Расширять словарный запас.
Развивающие:
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе сравнения объектов.
Развивать мыслительную и речевую деятельность.
Публикация «Предметы, которые нас окружают „История шариковой ручки“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Развивать самостоятельность, активность, любознательность.
Развивать умение проводить опыты и эксперименты.
Развивать исследовательские способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предметам, которые нас окружают.
Воспитывать настойчивость в выполнении заданий, доведении экспериментов до конца.
Материал:
Разные виды ручек, мультфильм «Фиксики» серия «Шариковая ручка», древесные угольки, камешки, пластилиновые дощечки, песок, палочки с заостренным концом перо птицы, стальное перо, чернила, ручки, бумага, лупы.
Ход занятия:
Хозяйка: (в дальнейшем Х, дети (Д)
Х: Здравствуйте, ребята. Вот хочу своему другу выбрать в подарок шариковую ручку, а какую не знаю. (показывает детям разные виды ручек). Подскажите, пожалуйста.
Дети подсказывают хозяйке, какую ручку выбрать.
Х: Ребята, а почему ручка называется шариковая?
Д: отвечают, размышляют.
Х: В каждой ручке есть стержень, наполненный цветной пастой. (Разбирает ручку и показывает стержень) На кончике стержня шарик, который во время письма крутится, обмакивая то один, то другой свой бок в пасту.
Возьмите лупу и рассмотрите этот шарик.
Х: Давайте посмотрим, как работает ручка (показывает мультфильм «Фиксики» серия «Шариковая ручка»)
Х: Ребята, как вы думаете, а в древности тоже писали шариковой ручкой?
Д: отвечают, размышляют.
Х: Многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, не всегда были такими, как мы их привыкли видеть. Каждый предмет имеет свою историю. И ручка имеет свою историю.
А вы хотели бы узнать? А как мы можем это сделать?
Д: - Спросить у взрослых;
- Посмотреть в интернете
- прочитать в книге
- сходить в музей
Х: Вот сегодня я вас приглашаю в «Музей прошлого», где мы узнаем историю возникновения ручки.
Вы пойдете со мной?
Д: ответы детей.
Хозяйка с детьми проходит в музей.
Х: Предлагаю отправиться в путешествие по реке времени.
Х: Где мы оказались?
Д: Мы находимся в пещере древнего человека.
Х: Что вы видите?
Д: отвечают
Х: пещера древнего человека с наскальными рисунками.
Х: Много лет тому назад не было книг. Все рассказы про охоту рассказывали вслух. Но как трудно было запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запомнить все рассказы.
Как вы думаете, чем рисовали древние люди?
Д: ответы детей.
Х: Рисовали тем, что у них было под рукой: палочкой или пальцем на земле, песке.
Предлагаю вам нарисовать рисунок палочкой или пальцем на земле.
Практическая деятельность.
Х: Как вы думаете удобно ли было рисовать пальцем или палочкой на земле?
Д: отвечают.
Х подводит итог: Хорошо – легко найти палочку.
Плохо – на песке рисунки быстро стирались.
На скалах и деревьях рисовали углем или острыми предметами, например, камнями.
Предлагаю вам нарисовать рисунок углем.
Практическая деятельность.
Х: Как вы думаете удобно ли было рисовать углем?
Д: отвечают.
Х подводит итог: Хорошо – уголь можно было взять прямо из потухшего костра.
Плохо – от рисунка после дождя ничего не оставалось, когда писали углем руки, были черными, грязными.
Х: А сейчас давайте попробуем нарисовать на камне острым предметом (острыми камешками)
Практическая деятельность.
Х: Как вы думаете удобно ли было писать острыми предметами на скалах?
Д: отвечают.
Хозяйка подводит итог: очень сложно рисовать на камне.
Х: Наши ручки старались, выводили рисунки на камне, так давайте сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они отдохнули.
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали.
Палочку в руках катаю
И ладошки согреваю.
Мы на дудочке играем
Пальчиками перебираем.
Х: Шло время, люди стали писать и рисовать (выдавливать) костью или заостренной палочкой на дощечках, которые были из глины или воска. Такую письменную палочку назвали стиль.
Давайте попробуем написать на глиняной дощечке.
Практическая деятельность.
Х: Как вы думаете удобно ли было писать на глиняных дощечках палочкой?
Д: отвечают
Х подводит итог: выдавливать символы палочкой на глиняной дощечке очень долго. После того, как глиняная дощечка высохнет нельзя уже что-то добавить или исправить.
Х: Шли века и люди для письма стали использовать перья птиц. Их макали в чернила, сделанные из растений и писали. Вот посмотрите, даже великий поэт Пушкин все свои произведения писал гусиным пером. Чтобы писать гусиным пером его надо было правильно заточить и разрезать пополам. Посмотрите, у нас тоже есть перышки, давайте попробуем ими что-нибудь написать.
Практическая деятельность.
Х: Скажите, а хорошо или плохо - писать гусиным перышком?
Д: отвечают.
Х подводит итог: Хорошо – при письме получаются линии тонкие и красивые. На одном листе можно много написать.
Плохо – перышко быстро ломалось, они высыхали, и сыпался мусор, можно поставить кляксу.
Х: Затем стали использовать стальное перо, которое тоже макали в чернила. Посмотрите на стальные перышки и сравните их с гусиными перьями. Что в них общего?
Д: сравнивают гусиное и стальное перо.
Х подводит итог: они также заточены. Перышко разделено пополам. Его тоже надо макать в чернила.
Практическая деятельность:
Х: Что же вы заметили хорошего в стальном пере по сравнению с гусиным?
Д: отвечают.
Х подводит итог: Хорошо - стальное перо не ломается.
Плохо – то, что им можно тоже посадить кляксу.
Физкультминутка. Весёлые гуси
(Дети выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весё лых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Х: Прошло еще время и, наконец, появилась современная шариковая ручка, которой мы каждый день пользуемся. Ее изобрели братья Ласло и Георг Биро.
Ну, вот ребята, вы теперь знаете, что ручка прошла длинный исторический путь, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть
Х: А сейчас я вас предлагаю поиграть в игру «Чем нарисовано?»
На столе разные рисунки и различные изобразительные средства. Найти, чем нарисован рисунок.
Х: Вот и подошло наше путешествие к концу. Давайте вспомним всю историю ручки. Чем с самого начала писали люди? Что изобрели потом? Почему? Как называется ручка, которой мы пишем сейчас. Кто запомнил почему она так называется?