Мария Ушницкая
Предметно-пространственная среда в группе: развивающие центры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад №105 «Умка»
Городского округа «город Якутск»
ПАСПОРТ
Группы «Радуга»
Воспитатели : Алексеева Татьяна Дмириевна
Ушницкая Мария Гаврильевна
г. Якутск
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Публикация «Предметно-пространственная среда в группе: развивающие центры» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Темочки
В соответствии с программой «От рождения до школы» предметно-развивающая среда в группах делится на функциональные центры, уголки. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников и реализуемой педагогами программы. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Младший дошкольный возраст.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Важной задачей укрепления и умножения здоровья ребёнка является организация здорового образа жизни, что предполагает удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребёнка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Пятилетние дошкольники интенсивно растут, поэтому важен контроль за соответствием высоты мебели росту детей. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Образовательная область Оборудование (центры, уголки)
Социально-коммуникативное развитие - Центр сюжетно-ролевых игр (уголок для девочек, для мальчиков – гендерное воспитание)
«Доктор Пилюлькин».
- стойка на колесах – 1 шт.
- халат – 3 шт.
-белая шапочка -3 шт.
-набор медицинских инструментов -2 шт.
-аптечка -1 шт
Парикмахерская «Салон красоты».
-стойка с полочками -1 шт.
-атрибуты для ряженья (расчески, бусы, браслетики, духи)- 1 набор
-зеркало-1 шт.
-фен -3шт.
-набор косметички -2шт.
Кухня «В доме у барби»
-набор чайной посуды-3шт.
-набор столовых приборов -2шт.
-самовар -1 шт.
-набор кухонной посуды -1шт.
-фартук -2шт.
- Моя семья
- домик Барби
- большое кресло, диван -3 шт.
- куклы разного размера- 6 шт.
- посуда- 3 набора
- сумки- 4шт.
- пылесос- 1 шт.
- стиральная машина- 1 шт.
- микроволновая печь- 1 шт.
- холодильник- 1 шт.
- столик- 2шт.
- часы – 1шт.
Магазин «Овощи и Фрукты», «Продукты»
-стойка с полочками -1шт.
- чековая касса -2шт.
-набор для магазина -3шт.
-набор овощи и фрукты -2шт.
-набор карточек с изображением денежных знаков-2шт.
- Кукла -10шт,.кукольная коляска – 3 шт., кукольный дом – 3шт., Телефон – 1шт.
- Наборы мелких и средних фигур разных животных -2шт.
- Аптека
- аптечка
- муляжи таблеток и лекарств
- касса – 2 шт.
- халат – 3 шт.
- Почта
- муляжи с бандеролями
- газеты и журналы
- конверты
- ручки и тетради
Для мальчиков:
- Альбомы о военной технике -2шт.
- Набор игрушек с военной тематикой :солдатики, оружия, пистолеты. Сабли
- Корабли, лодки разной величины
- Автомобили разного размера и назначения – 3 набора
- Фуражка, бескозырка, пилотка -5 шт.
- Центр труда
- дидактические пособия – альбомы
- фонарик – 1шт.
- ножницы – 1 набор
-лейки – 2шт.
- фартуки– 2шт.
- щетки – 2шт.
- календарь дежурств
- нарукавники – 1шт.
-совок и веник – 1 шт.
- Центр «ПДД»
- тематический альбом – 2шт.
- тематический коврик «город»
- набор дорожных знаков -1шт.
-напольные конструкторы – 2шт.
- набор машин -3шт.
- светофор -1шт
- Центр «Пожарная безопасность»
- наглядно - дидактические материалы
- каска -3шт.
- набор машин – 3шт.
- огнетушители – 3шт.
- костюм пожарника – 1 шт.
Познавательное развитие;
Речевое развитие
- Центр сенсорного развития
- наглядно – дидактический материал
-набор пластилина – на каждого ребенка
- набор трафаретов – 10шт.
- Центр науки (уголок природы)
- дидактические материалы
- растения – комнатные и декоративные цветы
- халатики – 2шт.
- для экспериментирования с водой и песком : емкости разного размера и формы
- набор мерных стаканчиков – на каждого ребенка
- термометр спиртовой – 1шт.
- часы песочные – 1шт.
- календарь погоды -2шт.
- часы механические – 1шт.
- лейки, лопаточки – 2шт.
- компас, лупа – 2шт.
- коллекция «минералов», «тканей», «бумаг», «плодов и семян», «гербарий»
- Центр экспериментирования
- весы -1шт.
- набор из бумаги, дерева, металла, ткани, стекла, меха, ваты
- гуашь, соль, сахар, крупы, макароны, мыло, мел, песок, глина,опилки,листья, веточки, веревочки, линейки
-Центр –Музей «Космос»
- экспонаты
- игрушки
- поделки
- книги, альбомы, плакаты
- Центр конструктивной деятельности
- конструкторы разного размера и формы- 2 набора
- крупногабаритные напольные конструкторы – 2шт.
- тематические наборы «Город», «Зоопарк», «Крестьянское подворье"
- Центр математического развития
- наглядно – методические пособия
-доска магнитная -3
-линейки – набор
- циркули,
- набор объемных кубиков -1
-набор карточек с цифрами на магните для доски -2
-веревочки разной длины
- карандаши, ластики
- картины для решения задач
- дидактические игры
- Уголок родного края
- иллюстрированные альбомы
-дидактические игры о природе
-комнатные растения
-выставки природных материалов
- детские книги на якутском и русском языках
- кукла в национальном костюме -3 шт.
- книги об обитателях уголка природы
- макеты с изображением погодных явлений
- природный материал
- фигуры домашних и диких животных
- модели органов живого в природе
- Центр речевого развития (настольно-печатные игры;
материалы по обучению грамоте, наборы картинок для группировки, лото, разрезные кубики, серии картинок, сюжетные картинки и др.)
- энциклопедия -3шт.
- иллюстрации с изображением времен года
- картины о природе и труде взрослых
- дидактические игры «Профессия», «Узнай о времени все», «Путешествие по сказкам», «Кто где живет», «Как все растет», «Собери грибы»
-Центр «Здравствуй, книжка» (книжный уголок)
- художественная литература: стихи, загадки, пословицы, приметы и др.
- К. Чуковский «Бармалей», «Телефон».
- В. Степанов «Гусь и цыпленок»
- Е. В. Лаврентьева «Веселый фразеологический словарь»
- Л. Завальнюк «Как Прошка друга искал»
- В. Гауф «Маленький Мук»
- Б. Заходер «Лучшие стихи для малышей»
- Сельма Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
- Б. Житков «Храбрый утенок»
-Н. Носов «Затейники»
-А. Пушкин «Сказки»
-Русские народные сказки
- открытая витрина для книг
- столик для общения с книгой
- энциклопедии
- книги по программе
- детские журналы, раскраски, прописи
- хрестоматия для детей старшего возраста
- музыкальная книга с картинами – 3 шт.
- азбука для дошкольника, большая книга вопросов и ответов, занимательная математика
- сказки для малышей «Теремок», «Колобок», «Репка», «Лиса и волк», «Как Прошка друга искал»
- сказки для мальчиков «Аладдин», «Стойкий оловянный солдатик»,«
- Русские народные сказки перед сном «Дюймовочка», «Джек и бобовый стебель», «Царь Мидас», «Чудо девица»
- Агния Барто «За цветами в зимний лес»
- Сергей Маршак «Озорные стихи»
- Николай Носов «Мишкина каша»
- книжки – самоделки,
Художественно-эстетическое развитие - Центр изобразительной деятельности
- наглядные пособия, альбомы с образцами аппликаций и поделок
- набор цветных карандашей 24 цвета – на каждого ребенка
- наборы фломастеров 18 цветов по кол. На всех
- гуашь 12 цветов
- графитные карандаши (2м -3м)
- бумага различной плотности, цвета, размера
- кисточки разного размера
- емкости для промывания кисти
- пластилин 10 цветов, глина для лепки по 10 цветов
- салфетки
- цветной картон, цветная бумага
- файлы
- клеевой карандаш
- клубочки ниток 6 цветов
- дырокол, штампы-2 шт.
- старые журналы и книги
- степлер- 2шт.
- восковые свечи, мел
- подставка для кистей
- Центр музыкально-театрализованной деятельности
- иллюстрированные альбомы
- музыкальные инструменты : бубен-3шт. ,колокольчик – 2шт. ,пианино – 2шт. ,дудочка – 2шт. ,ложки -4шт. ,гитара -2 шт. ,марокасы -4 шт. ,гармошки -2 шт. ,барабан -2 шт.
- комплекты костюмов для театрализованных игр- представлений
- кукольный театр – 10 персонажей по сказкам
- аудиокассеты с записью песен, сказок -10шт.
Физическое развитие -Центр физического развития
- коврик массажный – 2шт.
- мячи : большой -2шт., средний – 2шт. ,маленький – 2шт.
- скакалка – 4шт.
- кегли – набор 2шт.
-гантели -3 шт.
-ракетки -2 шт
- шапочка для подвижных игр -1шт.
- Центр сохранения здоровья ребенка
- наглядно – практический материал
- аптечка -1шт
- методическая литература
Технические средства обучения
Технические средства обучения используются в работе с детьми для расширения их представлений об окружающем мире. Природе, художественной литературе, пропаганде педагогических знаний среди родителей :
- Персональный компьютер педагога
- Музыкальный центр
- ЖК телевизор, DVD., диски и кассеты, цифровые флеш- носители
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Образовательные программы, реализующие в Учреждении:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. -304 с. – обязательная часть (60%);
2. Люби и знай родной край: программа ознакомления детей ст. дошк. возраста с родным краем и метод. рекомендации к программе /ГОУ ВПО Моск. Гос; ун-т им. М. А. Шолохова, ГОУ СПО Якут. пед. колледж №2, МДОУ Центр развития ребенка №105 «Умка»; /авт. -сост. Т. В. Платонова, Е. Е. Хохолова/. – Якутск, 2009. – 84 с. – часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%).
Обязательная часть (60%)
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель:
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоническое физическое развитие через решение следующих специфических задач:
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение, основными движениями);
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Перечень программ, технологий и пособий
Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду» в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Москва 2011г.
Л. А. Соколова «Детские олимпийские игры» Волгоград- учитель 2013г.
Васильевой М. А. ; В. В. Гербовой «Физкультурно – оздоровительная работа.» Комплексное планирование по программе под редакцией. Волгоград- учитель 2010
М. Д. Маханаева «Здоровый ребенок» под редакцией. Рекомендации по работе в д/с. Методическое пособие. Москва 2004г.
Н. Э. Власенко «300 подвижных игр» - редакцией. Практическое пособие Москва- Айриспресс 2011г.
Теория и методика физ. воспитания детей дошкольного возраста (ЯГУ им. М. К. Аммосова) Якутск 2001г.
А. С. Федорова. Народные игры и забавы- под редакцией Якутск 2011г
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Развивать у детей познавательных интересов, интеллекта.
Задачи:
сенсорное развитие;
развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Перечень программ, технологий и пособий.
Петерсон Л. Г, .Холина Н. П «Раз- ступенька, два- ступенька» (Ювента 2006г.)
М. И. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике»
З. А. Богуславская «Развивающие игры»
Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: методическое пособие. Мозаика- Синтез. 2010г.
Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней, старшей, подготовительной группе детского сада. Мозаика- Синтез. Москва 2009
Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»- Мозаика- Синтез. 2010- 2012г. (30 шт.)
Наглядно-дидактические пособия «Расскажите детям О…»_М. Мозаика-Синтез. 2010- 2012г. (18 шт.)
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Мозаика-Синтез. Москва 2011г.
Дыбина О. В «Рукотворный мир» ООО ТЦ «Сфера» Москва 2000г.
Тематическое планирование. Комплексные занятия.
Скоролупова О. А. «Экологическое воспитание в д/с»- методическое пособие. М. Мозаика- Синтез. 2009г.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Развитие игровой деятельности детей
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Развития свободного общения со взрослыми и детьми
Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
Перечень программ, технологий и пособий
Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7лет» Учитель- 2012г.
А. В. Куцакова- М:«Нравственно- трудовое воспитание ребенка- дошкольника» Влодос, 2003.
А. В. Солодянкина «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» М: АРКТИ, 2006
Нравственное воспитание в д/с и школе. Реализация современных федеральных требований. Методическое пособие. У. Ц «Перспектива» г. Москва, 2011
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников, М. Просвещение.
.Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицина, Е. Ю. Лекунова, «Социальная адаптация детей в ДОУ» М. ТС «Сфера», 2011
Н. Г. Фросова, О. П. Пустлова «Социальное развитие детей в ДОУ.» изд. «Учитель» 2011
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Развитие детского творчества
Развитие музыкально- художественной деятельности
Приобщение к музыкальному и изобразительному искусству
Перечень программ, технологий и пособий
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» М: Мозаика- Синтез Москва 2010.
Т. С. Комарова «Коллективное творчество дошкольников»
Н. В, Дубровская «Аппликация из гофрированной бумаги» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2009.
Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина Программа эстетического воспитания детей с 2 до 7 «Красота, радость, творчество» М, 2000
Изобразительная деятельность в д/ с: программа и метод рекомендации М: Мозаика- Синтез, 2005-2010
Л. М. Салагаева «Объемные картинки» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010
100 поделок из ненужных материалов Е. Е. Цамуталина, 1999
Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технику, М. 2009.
С. А Новицкая «Поделки из бумаги» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2012
О. В. Кузнецова Обучаем дошкольников приемом рисования в д/с., М. 2007
Культурно- досуговая деятельность в д/с. Методическая пособие М: Мозаика- Синтез, 2005-2010
О. А. Соломенникова «Радость творчества», Методическое пособие для детей 5-7 лет- М: Мозаика- Синтез, 2008.
В. В. Гербовой. Т. С. Комаровой- М Комплексное планирование, методическое пособие под ред. : Мозаика- Синтез, 2012
Диски- караоке для прослушивания музыки
Фонограммы для изучения песни
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Развивать коммуникативную функцию речи, выражать в речи свои чувства, эмоции отношения к окружающему миру.
Задачи:
Развитие всех компонентов устной реи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи
Развитие литературной речи.
Перечень программ, технологий и пособий
В. В Гербова «Занятия по развитию речи» М. Мозаика- Синтез 2012.
Е. В Колесникова «Я начинаю читать».
Н. С Жукова «Букварь» Эксмо Москва 2013
Л. Е. Журова «Обучение грамоте в детском саду» Ювента Москва 2012
О. С. Ушакова «Парциальная программа развития речи дошкольников»
Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
Сост. В. В. Ирбова, Н. П. Ильгух и др «Книга для чтения в детском саду и дома.» Хрестоматия 2-4 года, хрестоматия 4-5 лет, хрестоматия 5-7 лет. М- 2005
Серия наглядно- дидактических пособий «Рассказы по картинкам»- М. Мозаика- Синтез 2010- 2012.
Серия «Школа семи гномов»- М. Мозаика- Синтез 2010- 2012.
Комплексное перспективное планирование. Методическое пособие. Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. Мозаика- Синтез 2012
Электронное пособие «Развитие речи» во 2 мл., средней группе В. В. Гербова М. Мозаика- Синтез 2012
И. Д Агеева «500 стишков для зарядки язычков» Сфера Москва 2009
Серия картин по развитию речи с методическими рекомендациями.
И. А. Быкова, Обучение детей грамоте в игровой форме «Детство- пресс», 2007
Муз. диски с релаксационными произведениями.
Часть программы, формируемая участниками
образовательных отношений (40%)
Региональный компонент
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родной республике через:
Формирования любви к своей республике, улусу, селе, чувства гордости за него;
Формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, почвах, растительном и животном мире);
Формирование общих представлений о своеобразии природы Республики Саха (Я);
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитания чувства патриотизма.
Содержание
Край, в котором мы живем
Якутск – любимый город
Природа родного края (географические, климатические особенности, рыбы, насекомые, птицы, звери)
Культура. традиции, литература и быт якутов (обычаи, произведения устного народного творчества: сказки, фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, праздники
Любимые игры предков (якутские народные подвижные и настольные игры, ДИП «Сонор»).
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Познавательная (природа Якутии, растительный и животный мир, культура и быт народа);
Художественно- эстетическая (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народа);
Физическая (подвижные, национальные игры);
Речевая (произведения устного народного творчества народа);
Социально- коммуникативная (праздники, традиции и обычаи).
Перечень программ, технологий и пособий
Программа «Люби и знай родной край» авт. -сост. Т. В. Платонова, Е. Е. Хохолова/. – Якутск, 2009. – 84 с. /
Н. С Данилова «Декоративные растения Якутии» Бичик РС (Я) 2010
Г. С Угаров; Л. Г Михалева; А. Ф Абрамов; «Грибы Якутии» Бичик РС (Я) 2009
П. Н Дмитриев; Н. А Дьяконова; Р. Н Бочкарев «Олонхо- в рисунках детей»
З С Парфенова «Край мой любимый». Бичик РС (Я) 2007
Т. И Ушакова «Знакомство дошкольников с городом Якутском» Якутск 2003
Л. Егорова «Якутия - времена года» Издательство Русь Москва 2008